Согласно результатам анализа, проведенному на основе 50-летних данных, дети лучше усваивают математику при сочетании ее с занятиями музыкой.
Многие полагают, что музыка способна сделать математику более привлекательной, заинтересовать учеников и помочь снизить страх или беспокойство, которые дети часто испытывают перед этой непростой наукой. Способы интеграции музыки в учебный процесс разнообразны: от отбивания ритма в ладоши при изучении чисел и дробей до применения математических вычислений для создания музыкальных инструментов.
Предыдущие исследования показали, существует мнение, что дети с музыкальными способностями демонстрируют более высокие результаты в математике. Однако, может ли музыка действительно способствовать улучшению успеваемости ребенка по математике?
Чтобы ответить на этот вопрос, турецкая исследовательница Айча Акын ( Ayça Akın) из Университета Белек в Анталии провела поиск в академических базах данных на предмет исследований по этой теме, опубликованных с 1975 по 2022 год. Затем она объединила результаты 55 исследований со всего мира, в которых участвовали почти 78 тысяч молодых людей — от воспитанников детских садов до студентов университетов. Учитывалось как обычное обучение музыке в рамках школьной программы, так и ее интегрирование в уроки математики.
Результаты работы, опубликованной в журнале Educational Studies, результаты исследований однозначно свидетельствуют о том, что занятия музыкой положительно влияют на успеваемость по математике. Наиболее эффективным оказалось интегрирование музыкальных элементов в учебный процесс. Так, более 73% учащихся, посещавших уроки, сочетающие музыку и математику, демонстрировали лучшие результаты при решении задач, чем подростки, не изучающие музыку в школе. Однако, отдельные уроки музыки в рамках школьной программы улучшили показатели обучения математике лишь у 59% учеников.
Музыка оказывала наиболее заметное влияние на младших школьников, изучающих арифметику и элементарные математические концепции. Это может быть обусловлено тем, что базовые арифметические понятия, включая дроби и пропорции, имеют важное значение для понимания музыки. В частности, ноты различной длительности можно выразить в виде дробей и объединить, формируя музыкальные такты.
Полученные данные свидетельствуют о благоприятном воздействии музыки на освоение математики, поэтому в дальнейшем учителям этих дисциплин рекомендуется совместно разрабатывать планы уроков. Это позволит уменьшить тревожность учащихся, связанную с математикой, и улучшить их результаты.
Впрочем, возможно, влияние музыки на решение математических задач обусловлено и другими факторами. Согласно более ранним научным исследованиям известно, существует мнение, что музыка способна повысить эффективность спортивных тренировок, независимо от их вида — будь то спринт, упражнения на выносливость или силовые нагрузки. Таким образом, ее благоприятное воздействие может быть ощутимо в самых разных областях, не ограничиваясь только занятиями математикой.