Прослушивание музыки во время занятий математикой улучшило оценки в школе

Результаты анализа 50-летних данных показали, что усвоение математики у детей происходит лучше, если сочетать ее с музыкой.

Прослушивание музыки во время занятий математикой улучшило оценки в школе

Возможно, теперь ученики в наушниках, изучающие интегралы, будут обычным делом / © Unsplash

Считается, что музыка может сделать математику более интересной, увлечь учащихся и помочь ослабить любой страх или тревогу, которые дети испытывают по отношению к этой достаточно сложной науке. Методы включения музыки в уроки варьируются от хлопков в ладоши при изучении чисел и дробей до использования математических расчетов для создания музыкальных инструментов.

Предыдущие исследования показали, что дети, которые лучше разбираются в музыке, также лучше справляются с математикой. Но действительно ли музыка способна улучшить результаты ребенка при изучении математики?

Чтобы ответить на этот вопрос, турецкая исследовательница Айча Акын (Ayça Akın) из Университета Белек в Анталии провела поиск в академических базах данных на предмет исследований по этой теме, опубликованных с 1975 по 2022 год. Затем она объединила результаты 55 исследований со всего мира, в которых участвовали почти 78 тысяч молодых людей — от воспитанников детских садов до студентов университетов. Учитывалось как обычное обучение музыке в рамках школьной программы, так и ее интегрирование в уроки математики.

Результаты работы, опубликованной в журнале Educational Studies, однозначно показывают, что занятия музыкой в любом случае приводили к улучшению общих оценок по математике, но наилучший эффект оказывало именно интегрирование музыки в процесс. Около 73 процентов учащихся, которые посещали музыкально-математические уроки, решали задачки лучше, чем подростки, вообще не сталкивающиеся с музыкой в школе. А вот простые уроки музыки в рамках школьной программы улучшили показатели обучения математике только у 59 процентов учеников.

Наибольший эффект музыка оказывала на учеников младших классов, изучающих арифметику и базовые математические понятия. Возможно, это связано с тем, что основные понятия арифметики, такие как дроби и отношения, также фундаментальны для понимания музыки. Например, музыкальные ноты разной длины можно представить в виде дробей и сложить вместе, чтобы создать несколько музыкальных тактов.

В целом результаты доказывают положительное влияние музыки на изучение математики, и в будущем учителям этих двух предметов стоит начинать совместно планировать уроки, чтобы снизить уровень беспокойства школьников по поводу математики и повысить успеваемость.

Впрочем, возможно, влияние музыки на решение математических задач имеет и другую подоплеку. Из более ранних научных работ известно, что музыка улучшает спортивные результаты, причем в тренировках всех типов — от спринта до упражнений на выносливость и силу. Так что ее положительный эффект может распространяться далеко за пределы уроков математики.


Источник