Американский профессор обратил внимание на советский способ борьбы с усталостью на уроках

В недавнем исследовании преподаватель одного из американских университетов поделился опытом использования эффективного метода для борьбы с усталостью и повышения концентрации внимания студентов на лекциях. Предложенная методика может показаться весьма знакомой людям, выросшим в эпоху СССР.

«Сохранять концентрацию на задании в течение 80 минут, не отвлекаясь на посторонние мысли и не теряя внимания, крайне сложно. Однако, если предоставить студентам небольшой перерыв и попросить их немного подвигаться, это может способствовать восстановлению концентрации на лекции и, вероятно, повысить их продуктивность. Личный опыт это подтверждает», — рассказал в пресс-релизе профессор психологии из Университета штата Огайо Скотт М. Хейс ( Scott M. Hayes).

Люди, выросшие в эпоху Советского Союза, несомненно, помнят школьные физкультминутки и производственную гимнастику на предприятиях, которые широко применяли в Советском Союзе для улучшения продуктивности, снятия усталости и предупреждения проблем со здоровьем у школьников и сотрудников. Подобные физкультурные паузы могли длиться от двух-трех до пяти-десяти минут и включали простые упражнения вроде наклонов головы, поворотов корпуса и ходьбы на месте.

По словам Хейса, отправной точкой для него послужило не советское наследие, а исследование, проведенное его коллегами. В нем они поделились успешным опытом использования физкультурных пауз во время одной из видеолекций. Профессор решил расширить границы эксперимента и проверить эффективность метода в формате очных занятий, охватывающих весь учебный семестр.

«В качестве участников исследования были выбраны студенты четырех групп, обучающихся по психологии у профессора Хейса, что составило 223 человека. На каждой из лекций, продолжительность которых составляла 80 минут и на которых присутствовало от 20 до 93 слушателей, делали одну или две пятиминутных перерывов на физические упражнения.

Перед началом эксперимента Хейс разделил студентов на небольшие группы и предложил каждой из них разработать пятиминутные комплексы упражнений, которые впоследствии применялись во время физкультминуток. Роль инструкторов в этих комплексах выполняли сами студенты студенты. По словам профессора, он сознательно привлекал внимание слушателей лекций, чтобы вызвать у них заинтересованность и углубить их вовлеченность в рассматриваемый процесс.

Преподаватель отметил, что на первых этапах физкультминутки вызывали некоторое смущение, однако впоследствии студенты адаптировались и стали активно участвовать. В состав комплексов упражнений вошли прыжки, жимы с рюкзаком и растяжки. Ранее Хейс провел оценку их осуществимости и безопасности. Одна из студенческих групп проявила креативность и разработала комплекс, имитирующий сбор яблок в саду. Во время выполнения упражнений необходимо было тянуться вверх и наклоняться, будто срывая плоды с дерева и опуская их в корзину.

Анонимный опрос, проведенный по окончании семестра, показал, что студенты положительно оценили физкультурные паузы, отметив их пользу для концентрации и мотивации, а также то, что они сделали лекции более интересными. Кроме того, участники опроса выразили желание увеличить количество занятий, включающих физкультминутки.

В работе, опубликованной в журнале Frontiers in Sports and Active Living, Хейс не изучал, как предложенная методика отразилась на успеваемости студентов, так как для этого необходимо было бы сравнить различные группы обучающихся, работающие с разными преподавателями и в разное время.

Несмотря на это, результаты эксперимента продемонстрировали наличие положительного эффекта от перерывов на физические упражнения, что позволяет рекомендовать внедрение данной методики при проведении очных лекций в высших учебных заведениях. Кроме того, увеличение физической активности будет способствовать улучшению здоровья студентов, которые проводят значительную часть дня в сидячем положении, о негативном влиянии которого постоянно предупреждают врачи говорят.