Ложь наносит вред не только окружающим, но и самому лжецу.
Исследование, проведенное американскими учеными, продемонстрировало, что нечестное поведение негативно влияет на способность людей распознавать эмоции окружающих опубликована в Journal of Experimental Psychology.
Ряд тестов был проведен группой исследователей во главе с Джулией Ли, работающей в Бизнес-школе имени Стива Росса при Мичиганском университете. В ходе экспериментов участникам предлагалось предсказать результат броска игральной кости, за верные прогнозы полагалась оплата. При этом некоторые испытуемые имели возможность намеренно искажать свои прогнозы ради финансовой выгоды, в то время как другие такой возможности не имели.
Участникам исследования было предложено оценить эмоциональное состояние других людей. В рамках одного эксперимента испытуемые просматривали видеозаписи с участием актеров, в то время как в другом они наблюдали за людьми в лабораторных условиях. Полученные данные продемонстрировали наличие взаимосвязи между неэтичным поведением и способностью распознавать эмоции окружающих. Люди, склонные к обману, хуже справлялись с интерпретацией чужих эмоций.
Кроме того, ученые обнаружили, что снижение способности распознавать эмоции после единичной лжи увеличивало вероятность повторного обмана в ходе эксперимента. «Это замкнутый круг», – отмечает Джулия Ли. «Наши исследования показали, что в подобной ситуации возрастает вероятность дегуманизации других людей». В свою очередь, дегуманизация способствует развитию предвзятости и неприязни к людям, не входящим в определенные социальные группы.
Умение распознавать эмоции – ключевой социальный навык, без которого сложно полноценно общаться с окружающими. По словам Ли, развитие эмпатии начинается с способности замечать и понимать чувства других людей.
Новое исследование, посвященное этой же проблематике, выявило, что недобросовестные действия негативно влияют не только на взаимоотношения между людьми, но и приводят к ощутимым финансовым потерям для компаний, в которых работают мошенники. По мнению исследователей, неэтичное поведение работников ежегодно наносит работодателям ущерб в размере 3,7 триллиона долларов по всему миру.
Ранее ученые уже выяснили, по мнению исследователей, незначительное искажение правды, известное как «белая ложь», способствует укреплению взаимоотношений между людьми.
А исследователи из университета Огайо рассказали, что мы способны считывать эмоции других людей по едва заметным изменениям цвета лиц.