Современный человек, согласно исследованиям американских психологов, сохранил признаки древнего эволюционного механизма – врожденный страх перед приближающимися предметами.
В процессе длительной борьбы за существование люди научились испытывать страх перед приближающимися объектами и живыми существами, в то время как удаляющиеся не вызывают опасений. Ведь тигр, приближающийся к человеку, представляет большую опасность, чем тот, который уходит.
Несмотря на то, что современный человек уже не помнит об угрозах, подстерегавших его в лесах и джунглях, отголоски этого страха все еще присутствуют. Согласно исследованию психологов из Чикагского университета, мы все еще испытываем отрицательные эмоции при виде приближающихся к нам объектов, даже если от них не исходит никакой опасности.
Люди, стремясь к выживанию, приобрели склонность испытывать опасения перед животными, предметами и окружающими их людьми. Этот страх проявляется не только в отношении физических объектов, но и по отношению к предстоящим событиям или событиям, вероятность которых высока.
– Профессор Кристофер К. Хси, Чикагский университет
По мнению исследователей, назвавших этот вид страха «избеганием приближения», он является врожденной чертой, передающейся по наследству от древних предков.
Для проверки выдвинутой теории исследователи провели серию тестов с участием добровольцев. Результаты экспериментов продемонстрировали, что даже безобидные предметы и живые организмы, находясь вблизи участников, вызывали у них подсознательное чувство тревоги.
Данное открытие потенциально может быть использовано на практике, в том числе в сфере рекламы. Создатели рекламных роликов могут учитывать, что последовательное сближение изображения продукта с потребителем может спровоцировать нежелательную реакцию и негативно повлиять на восприятие бренда.
По мнению исследователей, во время выступлений перед аудиторией следует избегать сближения с ней, поскольку это может спровоцировать непроизвольную негативную реакцию.