В связи с прогрессом технологий, детское образование в определенной степени будет передано роботам. Однако, готовы ли дети к обучению у преподавателя, не являющегося человеком?
Несмотря на наличие значительных данных, подтверждающих эффективность роботов-учителей в процессе обучения детей, ученые до сих пор недостаточно внимания уделяли вопросу о том, какого педагога выберут дети: робота или учителя, похожего на них. Если школьники лучше учатся, будут ли дети дошкольного возраста предпочитать педагога, принадлежащего к той же этнической группе, чем представителей других этнических групп?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, исследовательницы Университета Конкордия (В Канаде провели сравнение двух групп дошкольников: трехлетних и пятилетних. Детям через платформу Zoom устраивали встречи с двумя разными учителями: человеком и гуманоидным роботом «Нао». Оба учителя сидели рядом и называли знакомые детям предметы, причем робот «называл» все вещи правильно, а человек постоянно ошибался: к примеру, называл туфлю книгой, а чашку — собакой.
Детей познакомили с незнакомыми им вещами, среди которых был моток шпагата и силиконовая форма для маффинов. Затем учителя назвали эти предметы неологизмами, например, «тома», «феп», «мидо» и «дакс». После этого у детей выяснили, как они называют эти предметы, чтобы определить, мнению какого из педагогов они доверяют.
У трехлетних детей не было выявлено особых предпочтений в выборе педагога: они с равной вероятностью называли предметы, используя слова, которые ранее были предложены как учителем-человеком, так и учителем-роботом. Однако пятилетние дети проявили большую избирательность и значительно чаще выбирали слово, предложенное роботом, позиционируемым как эксперт, по сравнению со словом, предложенным человеком, которого таковым не считают.
Повторное проведение эксперимента с другими группами детей показало аналогичные результаты, даже при замене гуманоидного робота «Нао» на небольшого робота в форме грузовика «Козмо». Дети отчетливо осознавали, что взаимодействуют с роботом: так, при решении биологической задачи, где нужно было распределить изображения внутренних органов на категории «живое» и «неживое», пятилетние участники без колебаний определяли шестеренки и процессоры как компоненты робота, тем самым подтверждая, что перед ними находится неживой объект.
По мнению исследователей, согласно результатам их работы, опубликованном в журнале Journal of Cognition and Development, к пяти годам дети способны оценивать педагога и тяготеют к более квалифицированному специалисту, даже если он отличается от них по внешности и не принадлежит к их социальной группе.