Может ли обращение к себе в третьем лице улучшить самоконтроль?

Исследования, проведенные американскими психологами, продемонстрировали отсутствие связи между использованием обращения к себе в третьем лице и усилением самоконтроля.

Внутренний монолог часто является способом осмысления мыслей. Он возникает в результате того, что нормы речи взрослых, сопровождающие действия ребенка, переходят во внутренний план. Исследования показывают, что обращение к себе в рамках такого монолога по имени, а не с использованием местоимения «я», может способствовать более эффективному самоконтролю. Согласно некоторым ранним работам, произнесение имени вызывает у нас ассоциации с окружающими (поскольку человек обычно не обращается к себе таким образом) и позволяет дистанцироваться от собственной личности, если это направлено внутрь. Тем не менее, хотя это может помочь снизить эмоциональную реактивность (повысить осознанность), самоотстранение не всегда обеспечивает улучшение самоконтроля.

В новом исследовании ученые из Мичиганского университета и других организаций изучили, может ли обращение к себе в третьем лице способствовать большей сдержанности. Для этого они провели два экспериментальных измерения. В первом эксперименте приняли участие 28 студентов, которых разделили на две группы. Обеим группам демонстрировались 60 нейтральных и 60 неприятных изображений (например, животных и беженцев соответственно), взятых из Международной базы эмоционально окрашенных изображений (IAPS). Контрольная группа во время просмотра должна была задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?», а участники экспериментальной группы обращались к себе по имени. Одновременно активность мозга испытуемых регистрировалась с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ) посредством анализа вызванных потенциалов, связанных с событиями (ERPs).

Особое внимание исследователей привлекали поздний положительный потенциал (LPP) и негативность, связанная с ожиданием стимула (SPN). Данные компоненты электроэнцефалограммы надежно демонстрируют эмоциональную реактивность и активный самоконтроль. В соответствии с выдвинутой гипотезой, полученные результаты показали, что в процессе монолога, сопровождаемого использованием местоимения, LPP существенно увеличивался при предъявлении негативных изображений. Аналогичный эффект был отмечен и в экспериментальной группе, однако в данном случае разница в реакциях на снимки различного содержания была менее выраженной. SNP также не выявил существенных различий между группами.

Анализ средней активности медиальной префронтальной коры показал различия между контрольной группой (синий цвет) и экспериментальной группой (зеленый цвет). Различие выявлено в рамках анализа целевого региона (A) и всего мозга (B), как видно из работы Джонаса С. Мозера и коллег, опубликованной в журнале «Scientific Reports» в 2017 году

Во втором эксперименте приняло участие 52 дополнительных добровольца. На этот раз мозговую активность измеряли с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), и от участников просили вспомнить негативный опыт из личной жизни, используя местоимение или собственное имя. После этого они оценили свое состояние по пятибалльной шкале. Результаты показали, что испытуемые, обращавшиеся к себе посредством слова «я», хуже справлялись с отрицательными эмоциями. При этом в их медиальной префронтальной коре наблюдалась более высокая активность — эта область мозга связана с размышлениями о себе. Обращение к собственному имени сопровождалось значительно меньшей активностью в этой же области. В то же время в лобно-теменной области, отвечающей за регуляцию эмоций, подобных эффектов не было выявлено.

Подробности исследования представлены в журнале Scientific Reports.


В предыдущих исследованиях было установлено, что желание контролировать себя способно увеличивать вероятность
совершения ошибок, а визуализация холода — осознанность.