Многократное повторение привело к искажению памяти.

Согласно исследованию, проведенному немецкими учеными, люди имеют тенденцию считать информацию знакомой, даже если ранее о ней не имели представления.

Эффект ложных воспоминаний широко известен психологам. Он является разновидностью искажения памяти, при котором человек убеждён в подлинности события, которое никогда не происходило. Механизмы, лежащие в основе формирования таких воспоминаний, остаются не до конца понятными.

Защитная реакция психики на травмирующие события является одной из возможных причин: человек воспроизводит в памяти то, что ему удобно вспомнить, а не объективную картину произошедшего. К другим причинам относятся стремление сохранить самооценку, адаптация к новым условиям, приспособление к неблагоприятным обстоятельствам и различные нарушения в работе мозга.

Ученые из Кельнского университета (Германия) провели исследование одной из форм ложных воспоминаний, результаты которого были опубликованы в статье вышла в журнале Cognition. Исследователи стремились выяснить, как частое повторение информации влияет на восприятие людьми ее знакомства.

В ходе исследования ученые провели серию экспериментов. В первом эксперименте приняли участие 194 человека, которым предложили оценить 50 простых утверждений, охватывающих разнообразные темы и расположенных в порядке возрастания сложности. Сначала участникам в случайном порядке показали 25 утверждений, после чего они высказали свое мнение о каждом из них. Затем им продемонстрировали оставшиеся утверждения, чередуя их с теми, что были показаны ранее. Участников попросили указать, были ли они знакомы с содержанием каждого утверждения до начала исследования.

Волонтеры гораздо чаще отмечали, что были знакомы с повторяющимися утверждениями, чем с новой информацией. Данный эффект сохранялся, не завися от уровня сложности этих утверждений.

Во втором эксперименте, в отличие от первого, участникам предоставлялась исключительно недостоверная информация. В данном исследовании было задействовано 191 доброволец.

Ученые обратили внимание на феномен, известный как иллюзия знания: когда респондентов спрашивали, понимают ли они, что представленные утверждения не соответствуют действительности. После того, как участникам сообщили о ложности предоставленной информации, исследователи зафиксировали повышение уверенности в том, что они изначально были осведомлены об этом.

В третьем эксперименте приняли участие 197 человек. Процедура повторяла предыдущие два этапа, однако была дополнена запросом к добровольцам указать источник их знаний после того, как они утверждали, что знакомы с определенным утверждением (например, они должны были сообщить, где прочитали или увидели эту информацию: в интернете, книге, газете, по телевидению и т.д.). Предполагалось, что такой метод позволит участникам переоценить свою уверенность в том, что определенные сведения были для них заранее известны. Однако большинство испытуемых по-прежнему считали, что утверждения были им знакомы, при этом они указывали ошибочные источники информации.

В ходе последнего, четвертого эксперимента приняло участие 191 доброволец. Каждый участник оценивал недостовердные утверждения, использованные во втором исследовании, чтобы минимизировать влияние фактических знаний. При оценке информации как знакомой, испытуемых повторно спрашивали об источнике. Однако, подобно другим экспериментам, участники неоднократно подтверждали неточность своих воспоминаний.