По мнению международной группы исследователей, дети, выросшие в разных регионах, демонстрируют различные модели поведения. В частности, на поведение малышей влияет среда их проживания: город или сельская местность.
Первое подобное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, исследование, проведенное учеными из Плимутского университета (Великобритания), Свободного университета Берлина (Германия) и других научных учреждений, было направлено на изучение особенностей поведения детей, живущих в различных регионах мира — Африке, Азии, Европе и Южной Америке. В нем приняли участие 376 детей в возрасте от пяти до восьми лет.
Им предложили принять участие в игре, суть которой заключалась в сортировке блоков, причем половину детей при этом учили сортировать блоки по форме, а другую половину — по цвету. Затем испытуемых разбивали на пары: один ребенок играл, второй — наблюдал.
Анализ продемонстрировал, что все дети в той или иной степени влияли на игровой процесс других, когда считали, что те нарушают правила. Однако способ такого вмешательства определялся местом их проживания. Так, дети, выросшие в сельской местности, чаще выражали своё несогласие в повелительной форме, в отличие от городских детей. Также их участие в игре других было более деятельным.
«В небольших сообществах, где все друг друга знают, мы исходили из предположения, что прямое вмешательство будет происходить реже. Это связано с тем, что соблюдения правил люди могут полагаться на косвенные признаки, такие как репутация. Но мы обнаружили обратное», — комментирует ведущий автор исследования Патрисия Канниджиссер из Плимутского университета.
В дальнейшем исследователи планируют установить, какие факторы влияют на вмешательство в процесс игры и, что наиболее важно, как дети осваивают эту способность: усваивают ли они ее от взрослых или старших детей, находящихся вокруг.