Как наука объясняет пословицу «Утро вечера мудренее»

В ситуациях, требующих оперативного принятия решений, люди часто полагаются на первое впечатление, которое, однако, редко бывает исчерпывающим. Механизм решения этой проблемы был изучен американскими исследователями, которые обратили внимание на роль сна.

Предыдущие исследования показывают, что сон имеет большое значение для консолидации долгосрочной памяти. В период отдыха происходит переработка воспоминаний «кристаллизуются» в мозге, а картина мира достраивается с учетом новых знаний.

Эти же механизмы объясняют пословицу «Утро вечера мудренее» и выражение «переспать ночь с мыслью». Исследователи из Дьюкского университета в США установили, что после сна человек способен более всесторонне оценивать обстановку и принимать обдуманное, рациональное решение. Данная научная работа появилась в журнале Journal of Experimental Psychology: General.

В рамках исследования авторы провели серию онлайн-экспериментов, в которых взрослым предлагалось за вознаграждение выявить наиболее ценные товары, упакованные в коробки, имитирующие гаражную распродажу. В каждой коробке находились как недорогие вещи, такие как старый будильник или ненужное комнатное растение, так и более дорогие предметы, например, красивая лампа или плюшевый медведь.

Фактически, стоимость каждой категории товаров была идентичной, однако их расположение в упаковке варьировалось: в одних случаях более доступные товары находились вверху, в других – в середине, а в третьих – внизу. Последовательность расположения товаров определяла, какие из них участники эксперимента увидели бы в первую очередь, и формировала их первое впечатление.

После того, как участники ознакомились с содержимым коробок, их попросили определить наиболее дорогие категории товаров и перечислить понравившиеся им предметы. Часть испытуемых давала ответы сразу, а другим было предложено сделать это на следующий день, после отдыха.

Люди, оценивавшие коробки сразу после ознакомления с товарами, чаще завышали стоимость наборов, если более дорогие предметы располагались сверху. В некоторых случаях разница в оценке достигала 10% по сравнению с реальной ценой, однако при этом ухудшалась память о том, какие именно вещи, включая ценные, находились в «дорогих» коробках.

Согласно результатам исследования, первое впечатление оказывает влияние на общее восприятие, даже если впоследствии становятся известны новые, важные сведения. В условиях, когда есть возможность обдумать информацию в течение ночи, мозг получает больше времени для ее обработки, что приводило к тому, что участники эксперимента, поразмыслив о задании ночью, реже делали выводы на основе предметов, расположенных в коробках сверху. Они с одинаковой частотой определяли более дорогие группы предметов, независимо от того, находились ли «дорогие» предметы наверху, внизу или посередине.

«Это увлекательный взгляд на то, как наш мозг обрабатывает ценный опыт. По завершении процесса мозг формирует связи между полученными данными в памяти, что помогает нам принимать верные решения. И этот замечательный механизм запускается в ночное время», — пояснили исследователи.