Понимание не ухудшается от ускоренного просмотра лекций в интернете.

Ученые обнаружили, что ускоренное изучение учебного материала на 50% и 100% не снижает его осмысления и запоминания.

/ © Pixabay.com / Автор: Владимир Богданов

Онлайн-курсы и записи лекций стали обычным явлением в период пандемии COVID-19. Как обычно бывает с готовым материалом, учащиеся стремятся просматривать его на повышенной скорости, чтобы успеть за ограниченное время. Это негативно сказывается на процессе обучения?

Учёные из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе проверили гипотезу. Результаты исследования появились в журнале. Applied Cognitive PsychologyВ эксперименте приняли участие 231 студент, разделенных на четыре группы: первая группа наблюдала видео стандартной скорости, вторая — ускоренное в полтора раза, третья — в два раза, а четвертая — в два с половиной раза.

Студенты посмотрели два коротких видео об Римской империи и рынке недвижимости, каждое длительностью 13-15 минут, без перерывов и записей. После этого студенты проходили тесты с 20 вопросами по каждому видео.

Участники из групп с ускорением просмотра в полтора и два раза дали примерно такое же количество верных ответов (около 25), как участники с обычной скоростью просмотром (26 вопросов). Худший результат – 22 правильных ответа – был показан группой с ускорением в два с половиной раза.

Через неделю испытуемые повторно выполняли тесты по пониманию содержания видео, но с другими вопросами. Группа, смотревшая ролик на максимальной скорости, вновь показала наихудшие результаты — 20 правильных ответов из 40. Участники групп, смотревших видео со скоростью, увеличенной в полтора и два раза, набрали по 21 правильному ответу. Лучший результат продемонстрировала группа, для которой видео не было ускорено: 24 верных ответа из 40.

Ученые исследовали влияние количества просмотров на различной скорости на степень понимания и усвоения информации. Одной группе предложили два просмотра видеороликов с удвоенной скоростью, другой – один просмотр на нормальной скорости.

Обе группы набрали примерно одинаковое количество баллов в тесте по пройденному материалу — 25 из 40 возможных. Группа, которая посмотрела видеоролики дважды с удвоенной скоростью, но с перерывом на неделю, показала результат 24 правильных ответа из 40. Группа, смотревшая ролики только один раз на обычной скорости, не достигла такого результата.

Учёные выяснили, что просмотр видео в два раза медленнее не снижает уровень понимания и запоминания информации, такую тактику можно применять в учебных целях. Вместе с тем, она может быть неэффективной для работы с трудными темами.