Детям для лучшей концентрации на учёбе и более продуктивного общения с преподавателями требуется больше похвалы, чем критики.

Для повышения дисциплины в классе педагогам рекомендуется чаще поощрять учеников за примерное поведение и реже наказывать их за проступки. К такому выводу пришли американские учёные, проведшие трёхлетний мониторинг 2536 детей от пяти до двенадцати лет из трёх штатов. О результатах исследования опубликована статья. опубликована в издании Educational Psychology.
Исследование под руководством Пола Калдареллы из Университета Бригама Янга в штате Юта охватило 151 класс в 19 начальных школах Теннесси, Юты и Миссури. В половине классов учителя применяли специальную программу поведенческого вмешательства, где ученикам рассказывали о социальных навыках для демонстрации на уроках и вознаграждали за их проявление. В другой половине классов преподаватели использовали обычные методы работы с детьми.
Наблюдения за школьниками показали: введенный учеными показатель PRR, отражающий отношение похвал к выговорам, положительно коррелирует с вниманием учащихся к заданиям. Чем больше учителей хвалят и меньше ругают, тем лучше дети взаимодействуют с преподавателями и глубже концентрируются на учебе.
В классах с наивысшим показателем PRR ученики уделяли на 20-30% больше времени общению с учителем или работе над заданием, чем в классах с самым низким рейтингом PRR. Это наблюдалось как в классах с предписанной программой поведенческого вмешательства, так и в классах, где учителя чаще хвалили, нежели критиковали.
К сожалению, прошлые исследования показывают, что учителя часто выговаривают ученикам за непослушание так же часто, или даже чаще, чем хвалят за хорошее поведение, — подытоживает Пол Калдарелла. Похвала — это форма обратной связи для учителей, и ученики нуждаются в ней, чтобы понять ожидания от них.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что похвала является эффективным средством в распоряжении учителя, побуждающим учеников проявлять большую старательность, особенно тех, кто сталкивается с трудностями в обучении или демонстрирует нежелательное поведение. Предыдущие исследования установили явную взаимосвязь между временем, затрачиваемым на выполнение заданий, и успеваемостью. Это позволяет предполагать, что похвала способна ускорить процесс обучения и повысить оценки детей.