В новом исследовании авторы использовали комплексный метод и устранили недостатки, присутствовавшие в предыдущих научных работах, включая проблемы с репрезентативностью выборки. Задача заключалась в определении влияния регулярных поездок на велосипеде до работы или учебного заведения на вероятность выписки лекарственных препаратов для лечения депрессии и тревожных расстройств в течение пятилетнего периода.
Специалисты из Эдинбургского университета, расположенного в Шотландии, изучили взаимосвязь между поездками на велосипеде до работы и данными о выписывании антидепрессантов и препаратов для лечения тревожных расстройств, используя информацию из национальной базы данных. В результате исследования авторы, опубликованного в журнале International Journal of Epidemiology, исследования показали, что для поездок на небольшие расстояния велосипед является оптимальным выбором.
«Регулярные поездки на работу, предполагающие физическую активность, могут способствовать улучшению или поддержанию общего уровня физической подготовки. Предыдущие исследования выявили, что поездки на велосипеде на работу связаны со снижением вероятности смертности от различных заболеваний, включая болезни сердца и онкологические заболевания. Систематический анализ также подтвердил положительное влияние езды на велосипеде на здоровье, — заявили исследователи. Тем не менее, они подчеркнули, что более ранние научные работы, посвященные влиянию езды на велосипеде на психическое здоровье, опирались на «ограниченные данные наблюдений» и были подвержены риску систематической ошибки, связанной с не учтенными факторами.
В рамках нового анализа были использованы данные переписи населения Шотландии за 2011 год, сопоставленные с информацией из Национальной информационной системы по рецептам (PIS), собранной в течение пяти лет после переписи. Исследование охватило 378 253 работающих жителей муниципальных районов Глазго и Эдинбурга в возрасте от 16 до 74 лет, включая 190 227 мужчин и 188 026 женщин. Из выборки исключили людей, которым в 2011 году были выписаны лекарственные средства для лечения психических заболеваний, а также тех, кто проживал на расстоянии более двух километров от ближайшей велодорожки.
В ходе переписи населения респондентов спрашивали об их типичном маршруте до места работы или учебного заведения (включая школу). Возможными ответами были: поездка в качестве водителя или пассажира автомобиля, передвижение пешком, использование автобуса, микроавтобуса или туристического автобуса, метро, трамвая, такси, велосипеда, мотоцикла, скутера, мопеда и других видов транспорта. Исследователи объединили эти варианты в бинарную переменную, которая имела два значения: велосипед и любой другой способ добраться до места назначения.
Далее исследователи изучили данные о назначении антидепрессантов и транквилизаторов за пять лет после переписи населения, исключив амитриптилин и нортриптилин, так как эти препараты часто используются для лечения состояний, не связанных с депрессией, например при нейропатической боли.
«В Шотландии антидепрессанты применяются в качестве консервативной терапии, что позволяет предположить наличие у пациента депрессивное состояние или тревожное расстройство. Как объясняют ученые, наличие одного рецепта на антидепрессанты рассматривалось ими как показатель психического неблагополучия.
Согласно результатам переписи, в 2011 году 54,4% жителей Эдинбурга и 51,8% жителей Глазго совершали поездки на работу на расстояние свыше пяти километров. 1,85% жителей Глазго использовали велосипед для поездок на работу, в то время как в муниципальном районе Эдинбурга этот показатель составил 4,8%. Вероятно, на такую разницу повлияли особенности рельефа местности – Эдинбург более гористый – и климатические условия.
Велосипед чаще использовали мужчины, чем женщины. Антидепрессанты или анксиолитики были прописаны 9,1% мужчин и 15,6% женщин. Среди тех, кто добирался на работу на велосипеде, рецепт на эти препараты получили 7,5% мужчин и 10,2% женщин, а среди людей, выбравших иной способ передвижения, — 9,2% мужчин и 15,7% женщин.
«Авторы исследования отметили, что с помощью статистической модели, известной как «пробит-регрессия», удалось определить влияние поездок на велосипеде до работы на результаты лечения (выдача антидепрессантов, анксиолитиков или обоих препаратов) в исследованной группе. Средний лечебный эффект (ATE) представляет собой разницу в средней вероятности наступления события между теми, кто добирается на работу на велосипеде, и теми, кто использует другие виды транспорта. В ходе работы было установлено, что в среднем вероятность получения рецепта на антидепрессанты и/или анксиолитики в течение пяти лет после переписи у велосипедистов снизилась на 15,1% по сравнению с теми, кто использовал другой способ передвижения.
Замечено, что выраженность эффекта была ниже у мужчин, чем у женщин, а также у пациентов, получавших анксиолитики, а не антидепрессанты.
После исключения из анализа данных шотландцев, передвигавшихся пешком на работу или учебу, показатель ATE уменьшился с ранее названных 15,1% до 14,9%. При учете возраста, пола, этнической принадлежности, семейного положения, места жительства, самооценки здоровья и ряда других факторов, ATE снизился еще больше — до 13,4%. На результаты не оказало влияния расстояние от места жительства до ближайшей велодорожки.
«Мы осознаем, что наше исследование охватывает лишь тех, кто ездит на работу, и эта категория будет неизбежно отличаться от неработающих. Соответственно, полученные результаты могут быть не применимы к безработным. Кроме того, мы понимаем, что не все трудоустроенные могут воспользоваться велосипедом для поездок на работу. Однако, существует значительное число людей, обладающих такой возможностью, но не использующих ее», — заключили ученые.