Исследование показало: детям из малообеспеченных семей мотивация нужна в меньшей степени

Согласно исследованию американских нейробиологов, восприимчивость мозга подростка к вознаграждению связана, в частности, с социально-экономическими факторами, формирующими его окружение. Люди, выросшие в семьях с ограниченными ресурсами, демонстрируют большую мотивацию при меньшем количестве поощрений.

Вознаграждение и положительное подкрепление признаются ключевыми элементами, влияющими на мотивацию. Хотя процессы их формирования достаточно хорошо изучены, их связь с социально-экономическим статусом людей, которых мотивируют (в особенности подростков), изучена недостаточно. Исследователи в области нейробиологии из Массачусетского технологического института, Орегонского, Йельского и Колумбийского университетов (США) поставили перед собой задачу восполнить этот пробел, представив выводы своего исследования в журнале Neuroscience.

В исследовании приняли участие 114 детей в возрасте от 12 до 14 лет, среди которых было 58 девочек. Участники представляли различные социально-экономические группы, что определялось уровнем дохода семьи и образованием родителей. Исследователи предложили детям игру, во время которой проводили мониторинг активности мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Детям демонстрировалась последовательность чисел от одного до девяти, и перед каждым испытанием их просили предсказать, будет ли следующее число меньше или больше пяти. За правильный ответ участники получали один доллар, а за ошибочный – теряли 50 центов.

Игра была специально сконфигурирована таким образом, что ученые могли регулировать количество верных и ошибочных ответов. Это позволило создать ситуацию, в которой у всех участников был схожий опыт, и, как следствие, каждый из них выиграл одинаковую сумму денег, помимо стипендии, предоставляемой за участие в исследовании).

Исследования показали, что в периоды наиболее частых выигрышей участники демонстрировали более быструю реакцию, стремясь не упустить шанс назвать максимальное количество верных ответов. Подобное поведение свойственно как людям, так и животным, что является давно установленным фактом в науке.

Активность в полосатом теле мозга возрастала у испытуемых в моменты, когда вознаграждения предоставлялись регулярно, по сравнению с периодами их дефицита. При этом, этот эффект проявлялся в меньшей степени у детей из семей с низким уровнем дохода, если сравнивать с подростками из более благополучных семей. Исходя из этого, исследователи считают, что дети из малообеспеченных семей меньше ориентированы на получение вознаграждений и поощрений, чем дети из более обеспеченных семей.

«Социально-экономическое положение тесно связано с объемом получаемых в течение жизни вознаграждений. Исходя из этого, частое получение подобных наград может стимулировать поведение, направленное на получение еще большего числа вознаграждений, и, возможно, повышает чувствительность мозга к поощрениям. Если же человек находится в среде с ограниченным количеством поощрений, его мозг со временем может утратить чувствительность к ним, — отметила Александра Декер, первый автор исследования из Массачусетского технологического института.