Карен Хорни и Микаэл Балинт рассматривают причины, по которым некоторые люди выбирают уединение
Так рассуждают те, кто выбирает для себя «свободу», что равносильно вечному одиночеству. Это касается как мужчин, так и женщин. У таких людей, как правило, бывают отношения с представителями противоположного пола, однако они обычно недолговечны и не приводят к серьезным последствиям.
Многие из них стремятся к построению долгосрочных отношений и созданию семьи, однако либо терпят неудачу в этих попытках, либо полностью отказываются от них. В некоторых случаях человек убеждает себя, что ему не нужны сложности, такие как забота о детях или проблемы в браке (например, нежелание супруга/супруги что-либо менять), и поэтому сознательно избегает серьезных отношений.
Чаще всего, подобный выбор обусловлен стремлением уклониться от сложностей и переживаний, свойственных длительным и близким отношениям. Такая свобода позволяет не ограничивать себя ни в чем: никто не будет указывать, когда ложиться спать, если вы увлечены игрой, никто не осудит за возвращение домой ранним утром в состоянии измененного сознания, детский плач не нарушит ночной сон, а теща или свекровь не сорвут планы на выходные.
Многие одинокие люди, напротив, демонстрируют гордость за свой статус: мужчины часто говорят о свободе, а женщины — о независимости. Однако, согласно мнению известного американского психолога, одного из ведущих представителей неофрейдизма, Карен Хорни, подобный подход к жизни обусловлен, по сути, так называемой базальной тревогой. Примечательно, что количество неудачных попыток построения отношений или разрывов (хотя они, безусловно, могли повлиять на сознательное или подсознательное решение человека остаться одному) не является определяющим фактором, вопреки распространенному мнению).
Базальная тревога представляет собой сильное и всеобъемлющее чувство незащищенности и одиночества. Зачастую она остается неосознанной или осознается лишь фрагментарно. Корни этой тревоги лежат в раннем детстве, в отношениях с родителями. Это говорит о том, что семья не смогла обеспечить потребности ребенка, в первую очередь, в любви и чувстве безопасности.
По мнению Карен Хорни, у ребенка, сформировавшего ощущение небезопасности и собственной беспомощности в окружающем мире, возникают невротические потребности. Такие потребности присущи всем людям, однако, при невротическом характере человек может сделать удовлетворение некоторых из них способом существования. Например, чрезмерная потребность в независимости и самодостаточности может проявляться в избегании близких и долгосрочных отношений, включая семейные, которые требуют принятия на себя ответственности.
Аналогичную точку зрения разделяют и другие известные психологи и психоаналитики, в частности, венгро-австрийский психотерапевт Микаэл Балинт, который выделял различные картины мира, основанные на филобатических и окнофилических установках. В основе этих картин лежит, по его мнению, так называемый базисный дефект – своего рода пережитый дефицит любви в детском возрасте и неудовлетворение потребностей ребенка, о котором говорит и Карен Хорни. На формирование этого дефекта могут влиять даже незначительные факторы, такие как строгое соблюдение режима кормления, преждевременное или затянувшееся прекращение грудного вскармливания (более 6 месяцев или недостаточно короткий период) и т. д.)
Согласно определению Балинта, базисный дефект возникает вследствие несоответствия между объемом любви, тепла и заботы, которые необходимы ребенку, и тем, что мать фактически смогла ему предоставить. Балинт считал, что базисный дефект является причиной всех патологий, и что он присутствует у каждого, поскольку детство не было безоблачным ни у кого. Различия заключаются лишь в степени выраженности этого дефекта. Базисный дефект объясняет, почему у одних людей формируется окнофилическая картина мира — они буквально стремятся к другим людям, ищут в них ощущение безопасности и любви, а у других — филобатическая, характеризующаяся «любовью» к миру, в котором отсутствуют другие люди. Подобное поведение обусловлено неосознанным страхом перед людьми, воспринимаемыми как потенциальный источник зла, дискомфорта и проблем (например, отсутствие заботы, недостаток любви, отвержение, как это происходило в детстве.
У обоих может наблюдаться идентичный уровень базового дефекта, однако последствия могут существенно различаться: один будет проявлять склонность к поддержанию отношений, прощая все и цепляясь за любую возможность их сохранения, а другой — столь же настойчиво (обычно под предлогом, главным образом для самообмана) будет избегать этих отношений. Безусловно, эти действия происходят, как правило, неосознанно, и для внесения изменений потребуются годы психотерапевтической работы.
В следующий раз мы перейдём к описанию других невротических потребностей человека.