После авиакатастроф в октябре 2018 года возле Джакарты и в марте 2019-го в Эфиопии эксплуатация Boeing 737 MAX 8 была приостановлена в США, странах ЕС, Азии, Африке и России. После выявления ряда проблем сборку этой модели временно прекратили. В конце августа 2020 года компания заявила о намерении переименовать самолет, дав ему имя Boeing 737-8, которое использовалось лишь в служебной переписке. Поможет ли это вернуть доверие к лайнеру? Зачем вообще переименовывать самолеты и как новое имя может повлиять на чувство безопасности? Разбираемся.

Морально устаревшие
Редко переименовывают самолеты, даже после авиакатастроф. Такое решение представляется неуместным: с одной стороны, это выглядело бы комично, а с другой – для замены уже привычного имени необходимы веские причины, которых, вероятно, не было даже после самой масштабной катастрофы в истории авиации — той, что произошла в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе 27 марта 1977 года.
На взлетной полосе столкнулись Boeing 747-206B и Boeing 747-121, погибло 583 человека. Но авиалайнеры переименовывать не стали, так как в катастрофе сыграл роль человеческий фактор, а не недостатки машин. Такие же причины являются главными в большинстве авиакатастроф (примерно в 75 процентах случаев, утверждают эксперты).
Возможно, причиной аварии, произошедшей 5 мая 2019 года в Шереметьево, стал человеческий фактор. Ситуация там сложная, поэтому ответственность за катастрофу может лежать как на технических моментах, так и на пилоте. Самолет Sukhoi Superjet 100-95В вынужден был вернуться в аэропорт через 27 минут после вылета из-за технических неисправностей. неполадок на борту.
В результате повреждений, полученных самолетом при посадке, возник пожар, унесший жизни 41 человека (37 выжили). Следственный комитет признал виновным в аварии командира воздушного судна Дениса Евдокимова, однако он отрицает свою вину и считает, что катастрофу спровоцировала «некорректная» реакция самолета на действия ручкой управления во время посадки.

В связи с авариейРоссийская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась в Минтранс с просьбой проверить соответствие типовой конструкции самолета требованиям. Следствие продолжает обвинять Евдокимова, но уже в августе 2019 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов допустил переименование лайнера Sukhoi Superjet 100 после ряда проблем, среди которых катастрофа в Шереметьево.
Что касается ребрендинга, то возможно его стоит осуществить, тем более можно применить российское название — заявил Чемизов. Также он пояснил, что Sukhoi Superjet 100 имеет проблемы, которые со временем будут устранены. Пока переименование не состоялось, а если и произойдет, то вряд ли будет вызвано авариями: самолет не замечен в скандалах подобных случившимся с Boeing 737 MAX. Ситуация с Боингом — уникальная в истории авиации.
Иногда самолеты переименовывают. Чаще всего это делается из-за моральной устарелости названий моделей. В декабре 2019 года СМИ сообщали о желании присвоить российским гражданским самолетам новые наименования, чтобы избавиться от существующего «зоопарка». Так, ближнемагистральный самолет будет называться «Добролёт-100», а не Sukhoi Superjet 100, среднемагистральный – «Добролёт-300» вместо «МС-21», а дальнемагистральный – «Добролёт-500» вместо Ил-96. Вряд ли лайнеры назовут именно «Добролётами» — это лишь рабочее наименование.
Эксперты считают, что Ту-154, Ил-86 и Ан-24 утратили свою значимость (исключением является только Ил-96). Смена наименований позволит сформировать узнаваемый бренд отечественных самолётов, который легко запоминался бы иностранцам и ассоциировался с российским гражданским авиационным транспортом. В случае с 737 МАХ ситуация отличается, но всё же связана с созданием образа бренда.
«Победа»: самолет с репутацией убийцы
Капитан Врунгель со своей известной яхтой «Победа»/ «Беда» был ближе к правде, чем полагают. Правдой являются в данной ситуации как экономическая целесообразность, так и научные исследования. Яхту действительно стоит назвать мудро, или переименовать. Каждый человек, хоть немного знакомый с менеджментом, знает, насколько важно название. брендаНазвание компании, эмблема товара. Красивая и запоминающаяся. Иногда нет. Об этом – в другой раз.
29 октября 2018 года произошла первая катастрофа с Boeing 737 МАХ 8. Авиалайнер авиакомпании Lion Air выполнял рейс из Джакарты в Панкалпинанг. Через 13 минут после взлета самолет исчез с радаров, а затем его обломки нашли в Яванском море. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли — их было 189 человек. Эта катастрофа стала самой крупной по числу погибших в истории Boeing 737.

Второй удар по репутации воздушного судна наступил 10 марта 2019 года. Самолет той же модификации потерпел крушение после взлета из Аддис-Абебы в Найроби через шесть минут. Все 157 человек на борту погибли. Это вторая катастрофа за полгода, при этом самолету было меньше двух лет. Первоначальные расшифровки данных «черных ящиков» показали, что причины могут быть похожими на те, которые имели место при первой аварии в октябре. В результате дело оказалось не в человеческом факторе, а в технических характеристиках самого самолета.
Через три дня после происшествия 76 стран приняли решение. приостановитьСерия авиалайнеров столкнулась с закрытием своего неба странами Евросоюза, Омана, Малайзии, Австралии, Сингапура, России, Канады и США. Авиакомпании отказывались от договоров на поставку модели, а СМИ назвали 737-МАХ «летающими гробами». В мае 2019 года The Wall Street Jornal выяснила, что компания Boeing знала о технических проблемах со скандальной моделью самолета, но более года скрывала эти данные.

В декабре СМИ сообщили, что Федеральное авиационное управление США признало Boeing 737 MAX опасными уже после первой трагедии в ноябре 2018 года, но тогда не прекратило полеты данной модели. Сегодня поставки этой серии самолётов временно приостановлены. Потери компании Boeing исчисляются миллиардами. Авиаконцерн настаивает на безопасности своих самолётов и обещает их улучшить.
Скромный самолет
Воздушное судно могло быть… созданаВ связи с запуском компанией Airbus самолета Airbus A320neo с улучшенными характеристиками Boeing срочно разработала проект самолета под названием 737 MAX. В новом самолете двигатели от старых моделей заменили на более мощные и эффективные.
Установка новых двигателей нарушила центровку судна, оно начало задирать нос во время полета. Разработчики создали программу, которая опускает нос, но о ней никто не сообщал до катастрофы в Индонезии. В конце лета 2020 года СМИ узнали о переименовании 737 МАХ в скромное название 737-8. Раньше таким именем самолет называли только в служебной переписке.
Переименование – это рекламная стратегия, направленная на противоположный эффект: если раньше нужно было привлечь как можно больше внимания к лайнеру, то теперь нужно отвлечь его. Понятно, почему компания официально не сообщала о переименовании, ведь это вызвало бы лишнее внимание. Такая акция, кажется, принесла некоторый эффект — крупнейший чартерный перевозчик Польши, компания Enter Air, специализирующаяся исключительно на «боингах», уже заказала для своего парка восемь самолетов данной модификации.

Сможет ли переименование решить проблемы с поставками самолетов другим авиаперевозчикам?
Посеешь имя — пожнешь судьбу
Редко кто задумывался об последствиях переименования самолетов, хотя множество исследований посвящено звуковым ассоциациям и именам людей. Но самолет тоже имеет имя, так что некоторые выводы можно с осторожностью применить к обсуждаемой нами сфере. Ведь имя всегда несет в себе определяющую информацию, краткую, но основную.
Нам часто важно, как нас называют окружающие. Многие испытывают особые чувства к своему имени – любовь или неприятие. Это значит, что имя – не просто набор символов, оно несёт в себе смысл. Потому многие тщательно подходят к выбору имени для детей, так же как предприниматели выбирают название для бренда.
Исследования показывают, что звук нашего имени влияет на первое впечатление о нас. В 2019 году канадские психологи опубликовали исследование в APA PsycNet, где рассматривается явление звукового символизма — связь между определёнными фонемами и ассоциациями, которые они вызывают.
В ходе опросов обнаружилась связь между именами и общепринятыми ассоциациями. Имена с сонорными звуками (м, л, н) связывают с уступчивостью, эмоциональностью и ответственностью. В то же время имена с взрывными согласными (т, к, п) полагают экстравертным. Исследования не подтверждают связи этих звуков с реальными качествами людей.
Тем не менее люди бессознательно приписывают им эмоциональную окраску. Это значит, что имя несёт в себе определённый код для окружающих, как и имя бренда.
Исследования показывают, что звуки слов могут вызывать ассоциации с геометрическими формами. Например, слово «буба» кажется носителям английского языка округлым, а «кики» – угловатым. Вероятно, это связано с тем, что символы алфавита когда-то возникли из рисунков, обозначавших слова. Мозг как бы продолжает ассоциировать буквы с рисунками.
И слово «МАХ». Близкое к слову «maximum», большие буквы создают образ чего-то грандиозного, большого, максимально совершенного. Краткость и звучность должны способствовать запоминаемости. Набор цифр «737-8» — непонятный код, который быстро забывается, подобно тому, как менеджеры компании Boeing желают заставить мир забыть о катастрофах.
Исследование, опубликованное в 2017 году в журнале «Журнал личности и социального психологии», показывает удивительный факт: люди и нейросеть часто угадывают имена незнакомцев на цветных фотографиях из четырёх вариантов. Такой «закон» действует только для имен людей из той же страны, а на фотографиях без прически или с изображением только причёски участники эксперимента затруднялись назвать имя. Исследователи считают, что это связано с тем, что имена вызывают у людей ассоциации.
В тех же звуковых ассоциациях возможны причины, например, носитель имени «Боб» в представлении окружающих должен иметь круглое лицо. Возможно, многим известны старинные обозначения имен и их носителям. И те, и другие, не осознавая этого, могут соответствовать этим «кодам». Выяснилось, что у людей с одинаковыми именами зачастую похожее выражение лица. По мнению исследователей, такое соответствие могут закладывать в человека родители, давшие ребенку имя. Например, девочке по имени Джой (по-английски — «радость») с детства говорят: «Ты улыбчивая, веселая, прямо, как твое имя».
Ребенок стремится исполнить ожидания родителей, начиная улыбаться и излучать позитив. Потому есть основания полагать, что и масштабное имя обсуждаемого нами самолета «MAX» также должно было вызывать у людей — владельцев авиакомпаний и пассажиров — ассоциации с широким размахом, уверенностью и надежностью. Задача переименованного лайнера — стать максимально незаметным и не узнанным. Само собой, это должно повлиять на чувство безопасности: если самолет всего лишь один из многих, то почему должен быть опасен именно он?