Занятия каллиграфией и рукописные заметки тренируют мозг эффективнее, чем набор текста.

Недавно норвежские ученые подтвердили то, что давно утверждали учителя русского языка: написание от руки должно быть без ошибок. Оказывается, письмо от руки активирует различные участки мозга, что способствует более тесной взаимосвязи между ними и улучшает процесс обучения по сравнению с набором текста на клавиатуре.

В связи с тем, что цифровые устройства давно стали заменой ручке и бумаге, ручное ведение заметок сегодня встречается все реже в учебных заведениях. Тем не менее, этот метод позволяет повысить точность правописания и улучшить запоминание.

К такому выводу пришла группа ученых, представивших свою работу в журнале Frontiers in Psychology. В ходе исследования анализировали нейронные сети, лежащие в основе обоих стилей письма. В эксперименте приняли участие 36 студентов университета, мозговую активность которых регистрировали с помощью высокочастотной электроэнцефалографии. Данный метод позволяет измерять электрическую активность поверхности головного мозга, используя 256 датчиков, расположенных на голове.

Участникам неоднократно предлагалось записывать или набирать слово, отображаемое на экране. Для письма использовалась цифровая ручка, а для набора текста – клавиатура, при этом нажатия клавиш осуществлялись одним пальцем. С целью исключения искажений, возникающих из-за движений головы и глаз при переведении взгляда между экраном и клавиатурой, набранные слова не отображались до завершения ввода.

Результаты исследования продемонстрировали, что структуры взаимосвязей в мозге, формирующиеся при письме от руки, характеризуются большей сложностью и развитостью, чем при использовании клавиатуры. Это имеет значение для образовательного процесса, поскольку обширные нейронные связи играют ключевую роль в запоминании и обработке новой информации.

По мнению исследователей, использование цифровых ручек для ввода текста, имитирующего рукописный, не влияет на результаты. Это объясняется тем, что различия в активности мозга связаны с более внимательной проработкой движений при письме настоящей ручкой на бумаге и повышенным вовлечением сенсорных ощущений.

Вместо этого, повторное нажатие на клавишу одним пальцем оказывает меньшее воздействие на головной мозг. Исследователи не сообщили, изменится ли ситуация при использовании всех десяти пальцев, вероятно, поскольку, по их мнению, существенного отличия это не должно вызвать.

Несмотря на широкое распространение цифровых технологий, исследования показали, что поддержание навыков письма от руки остаётся важным фактором для развития мозга. Обучение детей письму не только улучшает запоминание, но и помогает более эффективно усваивать информацию.

Ученые акцентируют внимание на необходимости взвешенного подхода к использованию цифровых технологий в наши дни. Поэтому образовательный процесс для детей должен быть ориентирован на конкретную ситуацию и цель: например, при создании заметок рукописный текст может лучше способствовать запоминанию информации, а для написания объемных сочинений целесообразнее использовать компьютер.