В отличие от нас, охотники и собиратели не понимают ценности обладания вещами. Человек склонен больше ценить вещи, которые ему принадлежат – этот «эффект владения» хорошо известен психологам и экономистам. До сих пор он считался универсальным, однако недавнее исследование ученых из Пенсильванского и Йельского университетов показало, что это далеко не так. Классические эксперименты, демонстрирующие…
В отличие от нас, охотники и собиратели не понимают ценности обладания вещами.
Человек склонен больше ценить вещи, которые ему принадлежат – этот «эффект владения» хорошо известен психологам и экономистам. До сих пор он считался универсальным, однако недавнее исследование ученых из Пенсильванского и Йельского университетов показало, что это далеко не так.
Классические эксперименты, демонстрирующие эффект владения, выглядят так. Испытуемому дается один из двух примерно одинаковых по ценности предметов – скажем, один из пары шоколадных батончиков – а затем предлагается поменять его на второй. Если первый предмет выдается человеку случайно, то вероятность того, что он согласится на обмен, должна составить примерно 50%. Но на практике люди решаются на это гораздо реже – всего в 10% случаев. Сам факт обладания предметом делает его в наших глазах более ценным, снижая стоимость второго.
Однако американские ученые обратили внимание на то, что подобные эксперименты ставятся обычно с добровольцами, которых проще всего набрать, с представителями так называемой группы WEIRD (Western, Educated, Industrialized, Rich, Democratic) – образованными жителями западных, индустриализованных, богатых и демократических стран. Поэтому они обратились к совершенно другому сообществу, к танзанийской народности хадза.
«Открытые» западной цивилизацией лишь в 1931 г. общины хадза – одни из последних представителей охотников и собирателей, обитающих небольшими кочевыми группами. В их социуме нет частной собственности: все вещи находятся в общем владении племени. «Хотя у нас нет подходящего способа обратиться к прошлому, такой подход, по крайней мере, позволяет взглянуть на проблему с новой перспективы», – пишут авторы работы.
Такая перспектива особенно интересна, поскольку некоторые теории полагают интерес к обладанию и собственности изначально присущим нашей психике, тогда как другие считают его чисто историческим и культурным феноменом. При этом опыты, поставленные на высших приматах, дают противоречивые результаты.
Племена хадза особенно подходящи для подобных экспериментов: часть из них существует в регулярном контакте с близлежащей «цивилизованной» деревней, которые посещают даже туристы, тогда как остальные обитают почти в полной изоляции от остального мира с его культурой и ценностями.
©wikimedia/ Idobi
Чуть адаптировав уже знакомые нам эксперименты, ученые провели их среди представителей разных групп хадза, предлагая на выбор вполне понятные им предметы – упаковки печенья с разным вкусом или зажигалки разных цветов. «Не имело значения, с чем ставился эксперимент, –резюмировали авторы, – с пищей или с инструментами. Важна лишь изоляция от современного общества».
Те хадза, которые практически не контактируют с остальным миром, показали более рациональное поведение, пытаясь заполучить альтернативный предмет примерно в половине случаев. Те же, что регулярно общаются с туристами, уже вполне оценили всю прелесть обладания вещами, и торговались довольно «цивилизованно» – всего в 25% случаев.
Это, конечно, еще не доказывает окончательно, что представления о собственности – лишь культурная особенность нашего общества. Однако дает лишний повод задуматься, так ли естественно ценить вещи и наслаждаться обладанием очередной блестящей побрякушкой.
Далее: Световой Интернет Li-Fi вытеснит Wi-Fi