На онлайн-платформах для знакомств профили потенциальных партнеров, заинтересованных в построении долгосрочных отношений, вызывают значительный интерес. Как установили польские психологи, они не только порождают положительные эмоции и ожидания, но и побуждают женщин к проявлению креативности.
Сотрудники Университета социальной психологии и гуманитарных наук (Польша) провели два масштабных онлайн-эксперимента, чтобы выяснить, как общение с потенциальными партнерами может воздействовать на творческий процесс. В исследованиях приняли участие 483 мужчины и женщины в возрасте от 18 до 40 лет.
Участникам сначала демонстрировались изображения потенциальных партнеров, которые могли показаться привлекательными или непривлекательными. Эти фотографии были отображены на онлайн-платформе для знакомств, созданной исследователями. После этого их попросили составить описание своей личности.
При оценке самоописаний эксперты учитывали такие характеристики, как продуктивность мышления (способность генерировать большое количество идей), его гибкость и оригинальность. Исследования показали заметные гендерные различия: женщины продемонстрировали на 25% более высокую продуктивность мышления по сравнению с мужчинами, в то время как мужчины немного превзошли их в оригинальности (на 6,6%). При этом общая привлекательность потенциальных партнеров не оказала влияния на уровень креативности участников.
Во втором эксперименте ученые внесли небольшие изменения в процедуру. В описания профилей добавили сведения о том, какие ожидания относительно продолжительности отношений у потенциальных партнеров. У женщин, оценивавших фотографии привлекательных кандидатов, заинтересованных в долгосрочных отношениях, наблюдалось увеличение креативности в тестах: на 18,6 процента по показателю продуктивности мышления и на 8,6 процента — по критерию оригинальности.
Авторы посчитали различия в проявлении креативности незначительными. Также они отметили, что результаты эксперимента, проведенного с использованием виртуальной платформы для знакомств, не позволяют утверждать, что женщины будут вести себя аналогичным образом в реальных условиях, где значительную роль играют голос, тактильные ощущения, запахи, манера поведения и другие факторы.
Выводы ученые изложили в статье для журнала Evolutionary Psychology.
Несмотря на это, можно сделать вывод, что женщины, стремясь привлечь внимание более желанного партнера, демонстрируют большую изобретательность по сравнению с мужчинами.