Ускоренное изучение онлайн-лекций не влияет на усвоение материала

Согласно результатам исследований, ускоренное воспроизведение учебных материалов, в полтора и два раза превышающее обычную скорость, не оказывает негативного влияния на восприятие и запоминание информации.

В период пандемии Covid-19 просмотр онлайн-курсов и заранее записанных видео стал распространенной формой обучения. Подобно другим заранее подготовленным материалам, учащиеся и школьники нередко пытаются просматривать их в ускоренном темпе, стремясь охватить больший объем информации за ограниченное время. Влияет ли это на эффективность обучения?

Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели ряд проверок. Их выводы были обнародованы в научном журнале Applied Cognitive Psychology. В эксперименте приняли участие 231 студент, которые были разделены на четыре группы. В первой группе участникам демонстрировали видео с нормальной скоростью, во второй – с ускорением в полтора раза, в третьей – в два раза, а в четвертой – в два с половиной.

Студенты смотрели два видеоролика, длительностью 13-15 минут, посвященные Римской империи и рынку недвижимости, без перерывов и не записывали при этом никаких заметок. Непосредственно после просмотра им предстояло пройти тесты, состоящие из 20 вопросов, для оценки их усвоения материала.

Анализ данных показал, что количество верно отвеченных вопросов у участников, для которых скорость просмотра была ускорена в полтора и два раза, оказалась сопоставимой (около 25). Участники, просматривавшие видео в стандартном режиме, дали правильные ответы на 26 вопросов. Наименьший результат был зафиксирован у группы, у которой скорость просмотра была увеличена в два с половиной раза – всего 22 правильных ответа.

Через неделю испытуемым снова предложили пройти тесты на проверку понимания видео, но уже с измененным набором вопросов. Как и ранее, участники, смотревшие ролик с максимальной скоростью, показали наихудшие результаты — всего 20 правильных ответов из 40. Участники из групп, просматривавших видео с увеличенной в полтора и два раза скоростью, набрали по 21 правильный ответ. Наивысший результат был достигнут группой, смотревшей видео в обычном темпе: они дали 24 верных ответа из 40.

Исследователи также изучали, как скорость просмотра влияет на понимание и запоминание информации. В частности, участники одной группы просматривали видеоматериалы дважды, увеличив скорость воспроизведения вдвое, в то время как другая группа смотрела их всего один раз в обычном режиме.

Результаты обеих групп оказались сопоставимыми: в тесте на проверку усвоения материала они набрали по 25 баллов из 40 возможных. Однако, когда одной из групп предоставили возможность повторно просмотреть видеоматериалы, увеличив скорость воспроизведения вдвое и сделав перерыв в неделю, их показатели оказались выше (24 правильных ответа из 40), чем у группы, которая просматривала ролики лишь один раз в обычном темпе.

По мнению исследователей, просмотр видео с увеличенной скоростью, не превышающей удвоенной, не приводит к ухудшению понимания и запоминания информации, и данный метод может быть полезен в учебном процессе. Тем не менее, он может не подойти при работе с особенно сложными темами.