От Монро до Маккензи Дэвис: прощание с красивыми актрисами в Голливуде

Поклонники западного кино спешно покидают зрительные залы, прокатные компании испытывают миллионные потери, а женщины наконец вздыхают свободно — им больше не нужно соответствовать стандартам красоты империи грез.
Это шутка, но в ней есть доля правды. Любой любитель кино сможет заметить: голливудские красотки становятся редким явлением, им на смену приходят другие актрисы. Что стало причиной этого, какие социальные тенденции транслировала Мэрилин Монро, а какие — Шэрон Стоун в «Основном инстинкте», выяснил Naked Science.

Мерилин Монро и Маккензи Дэвис / Getty Images / Александр Литвинов

Не все это осознают, однако женская красота (и её стандарты), являясь на первый взгляд неполезной, тесно взаимосвязана с социальными тенденциями. Кино, благодаря своей постановке, выступает одним из самых действенных стимулов, отражающим и формирующих общественные образы.

Психологи и социологи называютКино – это зеркало своего времени. В застывших кадрах отражаются нормы и идеалы эпохи, которые воплощены в художественных образах.
В то же время кино оказывает влияние на общество, формируя и даже диктуя новые образцы отношений между полами.

Сказка для взрослых

Кино — то же самое, что читают детям перед сном. Об этом говорил Владимир Пропп, советский фольклорист мирового значения. В 1958 году вышла его книга «Морфология волшебной сказки», переведенная на английский и ставшая методичкой для Голливуда.

Сценарии по ней создают и сейчас. Художественный фильм, подобно сказке, имеет структуру с завязкой, развязкой, путем героя, помощников и антагонистов. Множество фильмов становятся классикой, переходя в жанр «народных сказок», которые учат жить целые поколения, принимая героев и их поступки за образец поведения. Именно по этой причине в телешоу часто приглашают актеров и звезд эстрады.

Большинство людей неосознанно воспринимают их образцами для подражания, подобно родительским фигурам. Поэтому они способны формировать общественное мнение, а характер героев, которых изображают на сцене, зачастую транслируется ими и в реальной публичной жизни (яркий пример — Мэрилин Монро, которая «играла» в жизни примерно ту же роль ветреной соблазнительницы, что и в кино) или, по крайней мере, ассоциируется с их настоящей личностью.

Больше драмы

Стандарты женской красоты в кино претерпевали изменения. Одним из первых секс-символов был Теда Бара, американская звезда немого кино 1910-х годов с большими глазами, подчеркнутыми черной тушью. Ее прозвище — The Vamp (Вампирша) — означало «коварная обольстительница мужчин». По современным меркам ее сложно назвать красавицей, хотя вкусы кинодив разнятся. Актрисы того времени изображали драму: чем истеричнее и эмоциональнее женщина выглядела, тем лучше. Отсюда — томные глаза, заламывание рук, трагичные вздохи.

Теда Бара / ©Getty images

Звезда 1920–1930-х годов Грета Гарбо сегодня кажется чуть более привычной, но всё ещё весьма специфична. В кино женщины оставались источником вечных и неуемных эмоций, мало согласующихся с логикой. В героинях демонстрировался не характер, а спина, плечи и торс. К 1930-м годам образ кинодив становится более раскрепощенным и независимым. На экране появляется «женщина-звезда», стремящаяся к достижению успеха на большой сцене — правда, только через призму любви к мужчине. Марлен Дитрих становится музой. Несмотря на стремление к собственному успеху, объективация женского пола по-прежнему никуда не исчезает.

Грета Гарбо / ©Getty images

Красота неземная

Дальнейшее развитие образа женщины было бы неизвестно, но по существующим тенденциям он мог бы приблизиться к современным реалиям значительно быстрее. Вторая мировая война внесла свои коррективы. Теперь женщина — самоотверженная, любящая и чистая, готовая на всё ради своего мужчины и воспринимаемая только через призму их отношений. На экранах мы видим действительно прекрасное и непорочное. Например, Ингрид Бергман в роли Ильзы Лунд из «Касабланки» 1942 года или Вивьен Ли, божественная красота которой покоряет зрителей до сих пор.

Ингрид Бергман / ©Getty images

По современному пониманию красоты Ли красивее Мэрилин Монро (которая скорее сексуальна, чем классически прекрасна). Возможно, её можно считать самой красивой актрисой всех времён. Её идеальная внешность почти божественна, что отражает суть женских образов в кино того времени. Общественное мнение, как детское восприятие, ассоциирует внешнее с внутренним: если женщина красива снаружи, значит, и её внутренний мир прекрасен.

Вивьен Ли часто играла эмоциональных, а порой и психически неустойчивых женщин. Исключение составляла Скарлетт О’Хара из фильма «Унесенные ветром», снятого до войны и вышедшего на экраны в 1939 году.

Вивьен Ли как Скарлетт

Ветреные соблазнительницы

После этого наступил период сексуальных перемен: женщины получили определенную свободу в отношениях с мужчинами — как в реальной жизни, так и на киноэкране. Сексуальность превратилась в объект потребления, хотя кажусь, объективация киноактрис только возросла. Мэрилин Монро стала культовой фигурой в этом смысле, играя в фильмах роковых глупцов, не боясь использовать свою красоту для получения материальной выгоды.

Мэрилин Монро / ©Getty images

Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани» (1961) также стремилась к браку по расчету, но привлекала не только внешностью, но и неугасающим оптимизмом, чудаковатостью. Ее образ уже проглядывается с долей искренности, раскрытием внутреннего мира и намеками на отказ от стереотипной роли «содержанки».

Красота Хепберн отличается интеллектуальностью и замкнутостью. Закрыта она буквально: длинными платьями, шляпой, платком и темными очками. Это был переходный период перед полным вторжением женщин в патриархальный мир, чему способствовали нарастающие феминистические тенденции. Вторжение же началось не постепенно, а сразу с крайних форм.

Одри Хепберн / ©Getty images

Борьба с мужчиной

В начале 1990-х годов культовым стал фильм «Основной инстинкт» с участием Шэрон Стоун: хладнокровной и страстной блондинки с красивыми, но не такими нежными, как у звёзд кино прошлого, чертами лица.

Героиня Кэтрин Трамелл — настоящая психопатка, ей чуждо сочувствие, она жестока и равнодушна. Впрочем, истероидности в ней хватает, поэтому она невероятно сексуальна. Образ опасной блондинки сместился в другую сторону: от Ингрид Бергман с ее застенчивой чистотой и даже Мэрилин Монро с ее почти невинными поползновениями на мужской кошелек — до полной сексуальной раскрепощенности и абсолютной жестокости. Примесь некрофилии, пожалуй, можно назвать своеобразной «местью» за былое патриархальное насилие.

Шэрон Стоун в фильме «Основной инстинкт».

Изображение Кэтрин Трамелл как бисексуальности говорит о том, что её ориентация ещё не определена. В её характере грани усилены: женственность сочетается с мужской жестокостью. Она словно новый социальный субъект, протестующий против стереотипов прошлого. Героиня не только интеллектуально равна мужчинам, но и превосходит их, а в холодности и бесстрастии выходит за рамки мужского поведения.

Абсолютно независимая, она делает только то, что пожелает. Не замужем и в этом не нуждается, терпеть детей не может. Живет в роскошном доме и занимается любимым делом — пишет книги. При всем при этом вовсе не безобразна — наоборот, хороша собой и очаровывает всех мужчин. Объективация женщины в фильме сохраняется, но принимает агрессивные формы по отношению к мужскому полу — вспомните фразу из фильма: «Все, кто связывается с Кэтрин, погибает». В первую очередь это ее мужчины.

В начале 2000-х прежняя тенденция соперничества с сильным полом сохранилась, но мир кино немного одумался и решил, что женщина-маньяк — это уже слишком. На сцену выходит расхитительница гробниц — прекрасная, хитрая и с хорошей физической подготовкой. Анджелина Джоли в образе Лары Крофт — воплощение все той же борьбы с патриархальными устоями. У нее широкие плечи, высокие и квадратные скулы, более прямой нос, чем у Монро, но при этом не лишена чисто женственных черт — огромных глаз, большой груди, длинных волос и, конечно, «фирменных» пухлых губ.

Анджелина Джоли исполнила роль Лары Крофт.

Вновь проявляется сочетание женственности и мужественности. Она привлекательна, самостоятельна, умна и способна противостоять не только мужчине, но и роботу (что можно истолковать как борьбу когда-то слабой, а ныне сильной женщины с «бездйшным» мужским началом, которому, судя по фильму, она «меняет программу»). Иная героиня — Элис из «Обители зла», исполненная Милой Йовович, несет в себе аналогичную идею.

Как видно, все актрисы всё ещё кажутся соблазнительными красавицами, одетыми в латекс. Несмотря на возражения, их всё равно считают предметом желаний мужчин всего мира и объектом обожания.

Красота земная

Феминистический тренд преобладает, но полностью не реализован. Для полного его завершения потребуется лишить женщин красоты. В противном случае внутренний мир большинства будет мало кому интересен. Такая картина наблюдается сегодня.
Современные героини голливудских фильмов не назвать непривлекательными: они симпатичны, но разве что не больше вашей соседки по подъезду. В них нет той яркости, которой так сложно достичь среднестатистической женщине. И это — торжество феминизма, который борется за равенство полов.

Дженнифер Лоуренс в фильме «Голодные игры».

Дженнифер Лоуренс в «Голодных играх», например, одета весьма скромно — нейтрально, если сравнивать с Ларой Крофт. В последней части саги 2018 года не роскошная Джоли, а актриса Алисия Викандер, одетя в брюки и майку унисекс, представлена нам. То же можно сказать о Дакоте Джонс или Эль Фэннинг — миловидной, но «земной».

В заключительной части Терминатора («Темные судьбы») появляется Маккензи Дэвис — канадская актриса, внешность которой может показаться мужской (кстати, боевик назвали одним из самых неудачных фильмов 2019 года). Главная героиня теперь не только смелая, но и самоотверженная, готова рисковать жизнью ради блага всех. Совсем как пилот Труди Чакон из «Аватара», исполненная Мишель Родригес.

Маккензи Дэвис в фильме «Терминатор. Темные судьбы».

Красивая женщина = неодушевленный предмет

Почему нельзя раскрыть характер женщины, сохраняя при этом ее сексуализированным объектом? Разве нет ничего плохого в том, чтобы любоваться красивой женщиной? Конечно, если не считать проблему женских комплексов, анорексии и булимии, особенно у девочек-подростков. Потому что это противоречит эротизации как таковой. Об этом говорят и ученые — например, из Университета Дьюка, Колледжа Уиттьера и Западного университета (США) в работе… опубликованнойВ журнале «Сексуализация, медиа и общество» в 2016 году.

Авторы утверждают, что сексуальная объективация человека приводит к потере его личности в глазах наблюдателей, ссылаясь на предыдущие исследования ученых из университетов Линкольна и Южной Флориды. опубликованнуюВ журнале «Journal of Experimental Social Psychology» в 2009 году было опубликовано исследование, демонстрирующее, что оба пола воспринимают эротизированных женщин как менее моральных и компетентных. Люди испытывают к ним меньше сочувствия и беспокойства из-за боли и страдания, поскольку считали такие женщины не заслуживающими сострадания.

Известная психолог Сюзан Фиск из Принстонского университета опубликовала работу в 2009 году. опубликовалаВ работе продемонстрировано: мужчина, видящий сексуально объективированную женщину, воспринимает её мозгом как бездушное существо — вещь, предназначенную для использования. Личность с чувствами и разумом в его восприятии отсутствует.

Вывод: красоток в рекламе заменяют на других моделей. Возможно, это позитивное изменение с точки зрения объективации женского образа. Но вместо обнаженных бедер и белоснежных улыбок должно появиться что-то новое. Переход от «красоток» к обычным женщинам — хороший шаг, но для успеха недостаточно. Исключением является фильм «Голодные игры», который может стать новым трендом в киноиндустрии, успешный даже среди мужской аудитории.

Возможно, для характеристики персонажей, чтобы зритель любого пола интересовался их личностью, а не внешностью, необходимы новые подходы. Нужно больше талантливых режиссеров и сценаристов женского пола, которые могли бы показать зрителю взгляд на жизнь и ее сложности с разных сторон — и мужской, и женский.