Поклонники западного кино спешно покидают кинотеатры, прокатные компании несут значительные финансовые потери, а обычные женщины облегченно вздыхают – им больше не нужно тянуться и соответствовать идеалам красоты, культивируемым голливудской машиной. Это шутливое наблюдение, но в нем присутствует зерно истины. Любой ценитель кино заметит: голливудские звезды становятся все более редкими, их заменяют новые лица. Naked Science выяснил, какие социальные изменения отражала Мэрилин Монро, а какие – Шэрон Стоун в фильме «Основной инстинкт.
Многие не осознают этого, но даже такая, на первый взгляд, непрактичная вещь, как женская красота (и ее представления о ней), имеет тесную связь с социальными тенденциями. Кино, благодаря своей искусственности, является одним из самых влиятельных факторов, не только отражающих, но и формирующих общественные идеалы».
Психологи и социологи называют синематограф «слепком» своего времени: он в законсервированном виде сохраняет представления о нормах и идеалах той или иной эпохи, которые воплощены в художественных образах. Существует и обратная связь: кино воздействует на общество, конструируя и даже навязывая новые желательные образцы взаимоотношений полов.
Сказка для взрослых
Это и есть кино. Иными словами, это по сути то же самое, что мы рассказываем детям перед сном. Об этом ещё писал знаменитый советский фольклорист, получивший международное признание, Владимир Пропп. В 1958 году была опубликована его книга «Морфология волшебной сказки», которая не только была переведена на английский язык, но и стала своего рода руководством к действию для Голливуда.
Сценарии по-прежнему создаются повсеместно. Художественный фильм, подобно сказке, обладает структурой, состоящей из завязки, развязки и пути героя, а также его помощников и антагонистов. Неудивительно, что многие фильмы становятся классикой и переходят в жанр «народных сказок», которые учат жить целые поколения. Герои и их поступки становятся для них образцом поведения. Именно поэтому в телешоу так часто приглашают актеров и звезд эстрады.
Многие люди подсознательно видят в них образцы для подражания, аналогично тому, как они воспринимают родителей. Это позволяет им оказывать влияние на общественное мнение, а поведение и черты героев, воплощенных ими на экране, нередко транслируются в публичной жизни (яркий тому пример — Мэрилин Монро, которая в реальной жизни «играла» роль кокетливой и соблазнительной женщины, схожую с теми, что она создавала в кино) или, как минимум, ассоциируются с их подлинной личностью.
Больше драмы
Давайте рассмотрим, как трансформировались представления об идеале женской красоты в кино. Среди первых кинозвезд, ставших секс-символами, была Теда Бара – американская актриса эпохи немого кино 1910-х годов, известная своими большими глазами, подчеркнутыми черной тушью. Ее прозвище, The Vamp (Вампирша), в сленге того времени означало «обольстительница, завлекающая мужчин». Однако, если взглянуть на нее сквозь призму современных стандартов, назвать ее красавицей было бы сложно, хотя восприятие красоты всегда субъективно. Актрисы того времени воплощали собой драматизм: чем более эмоциональной и экспрессивной выглядела женщина, тем выше была ее ценность. Поэтому характерными чертами были томные взгляды, жесты заламывания рук и трагические вздохи.
Звезда 1920–1930-х годов Грета Гарбо кажется сегодня несколько более знакомой, хотя и сохраняет свою уникальность. Однако это не отменяет того факта, что в кино женщины продолжали восприниматься как носительница вечных и бурных эмоций, не всегда соответствующих логике. В героинях по-прежнему акцентировались не черты характера, а спина, плечи и торс. Тем не менее, именно в 1930-х образ кинодив претерпевает изменения, становясь более свободным и самостоятельным. На экране возникает «женщина-звезда», стремящаяся к признанию и успеху на большом экране — хотя и через призму любви к мужчине. Марлен Дитрих становится музой этого времени. Даже несмотря на стремление к собственным достижениям, объективация женского пола остается актуальной.
Красота неземная
Как бы эволюционировал женский образ, остается неясным, однако, судя по появившимся направлениям, этот процесс, скорее всего, достиг бы современных условий значительно быстрее. Однако ход событий прервала Вторая мировая война. Теперь женщина представлялась самоотверженной, любящей и невинной, готовой на любые жертвы ради своего возлюбленного и оцениваемой исключительно в контексте их отношений. На экранах действительно демонстрировались поистине прекрасные и безупречные образы. В качестве примера можно привести Ингрид Бергман в роли Ильзы Лунд из «Касабланки» 1942 года. Или же Вивьен Ли, чья божественная красота продолжает восхищать зрителей.
Современные представления о красоте позволяют утверждать, что Ли превосходит даже Мэрилин Монро (чье обаяние скорее сексуальное, чем классическое), и, возможно, является самой красивой актрисой в истории кинематографа. Ее совершенство почти неземное, что отражает суть женского образа в кино того времени. В те годы общественное мнение, подобно детскому восприятию, отождествляло внешнюю красоту с внутренней: если женщина прекрасна снаружи, то и ее внутренний мир, по мнению общества, также хорош.
Вивьен Ли нередко воплощала на экране образы женщин, отличавшихся буйным темпераментом и даже психической нестабильностью (за исключением роковой и притягательной Скарлетт О’Хара из фильма «Унесенные ветром», который был создан до войны и вышел на экраны в 1939 году).
Ветреные соблазнительницы
Затем последовала сексуальная революция, предоставившая женщинам большую свободу в отношениях с мужчинами, как в реальной жизни, так и в кино. Сексуальность стала товаром, однако это не уменьшило, а, по-видимому, даже усилило объективацию актрис. В этом контексте культовой фигурой стала Мэрилин Монро, известная своими ролями кокетливых и не слишком умных женщин, которые не отказывались использовать свою привлекательность ради финансовой выгоды.
В качестве более мягкого примера можно привести Одри Хепберн, исполнившую главную роль в фильме «Завтрак у Тиффани» 1961 года. Ее героиня, безусловно, также стремилась к браку по расчету, однако она очаровывала не только своей внешностью, но и неугасаемым оптимизмом, а также своеобразной чудаковатостью. В ее образе уже просматриваются нотки искренности, раскрытие внутреннего мира и даже первые намеки на отход от стереотипной роли «содержанки».
Обаяние Хепберн отличалось интеллектом и сдержанностью. Эта сдержанность проявлялась в ее образе: длинные платья, шляпа, платок и темные очки. Это был период трансформации, предшествующий моменту, когда женщины начали активно проникать в патриархальное общество, чему способствовали усиливающиеся феминистические настроения. Однако этот прорыв произошел не постепенно, а сразу в наиболее радикальных формах.
Борьба с мужчиной
Основной инстинкт» с Шэрон Стоун, сыгравшей роковую и чрезвычайно сексуальную блондинку с широкими плечами и чертами лица, отличавшимися от привычных образов кинодив прошлого, стал одним из знаковых фильмов начала 1990-х.
Ее героиня Кэтрин Трамелл — убежденная психопатка, лишенная эмпатии, проявляющая жестокость и равнодушие. При этом в ее характере присутствует истероидность, что делает ее невероятно сексуальной, что можно описать как «амбициозную женщину» (что, вероятно, применимо к большинству персонажей, сыгранных актрисой). В облике роковой блондинки произошел перелом: от Ингрид Бергман, воплощавшей застенчивую чистоту, и даже от Мэрилин Монро, чьи попытки покорить мужской кошелек казались почти невинными — до полной сексуальной раскрепощенности и абсолютной жестокости. Кстати, с оттенком некрофилии, что, возможно, является своеобразной «местью» за пережитое патриархальное насилие.
Неслучайно Кэтрин Трамелл представлена как бисексуалка: это подчеркивает ее неопределенность в вопросах сексуальной ориентации. В ее характере сочетаются крайности — ярко выраженная женственность и проявленная жестокость. Героиня предстает как некий «сырой» социальный материал, выросший в протест против устаревших представлений о женщине. Она не только обладает интеллектом, не уступающим мужскому, но и превосходит его, не только отличается хладнокровием, но и проявляет большую жестокость и бессердечие.
Она полностью самостоятельна и действует исключительно по собственному усмотрению. Она не состоит в браке и не планирует это делать, не переносит детей, но при этом проживает в роскошном особняке и посвящает себя любимому занятию — писательству. К тому же, она привлекательна и вызывает симпатию у мужчин. Таким образом, в фильме присутствует объективация женского образа, однако она выражена в весьма резкой форме, направленной на мужскую аудиторию — вспомните фразу из фильма: «Все, кто связывается с Кэтрин, погибает». Прежде всего это ее мужчины.
В начале 2000-х годов соперничество с мужчинами не изменилось, однако киноиндустрия начала осознавать, что женщина-маньяк – это уже перебор. На первый план выходит персонаж расхитительницы гробниц – прекрасной, умной и физически подготовленной. Анджелина Джоли в роли Лары Крофт стала воплощением той же борьбы с традиционными гендерными ролями. У нее заметные плечи, выразительные скулы, прямой нос, хотя она и обладает женственными чертами: большие глаза, пышная грудь, длинные волосы и, конечно, пухлые губы.
В ней переплетаются черты женственности и мужественности. Она прекрасна, независима, умна и способна постоять за себя не только перед мужчиной, но и даже перед роботом (что можно интерпретировать как противостояние некогда слабой, но теперь сильной женщины и «бездушному» мужскому началу, чью программу она, по мнению создателей фильма, «перепрограммирует»). Подобный образ воплощает и другой персонаж — Элис из «Обители зла», роль которой исполнила Мила Йовович.
Как можно заметить, все актрисы по-прежнему выглядят как роковые красавицы, одетые в латекс. Несмотря на протесты, они продолжают вызывать сильное желание у мужчин во всем мире, что является формой объективации.
Красота земная
Феминистический тренд возобладавший, однако не полностью. Для его окончательной победы необходимо отнять у женщины красоту. В противном случае ее внутренний мир вряд ли вызовет интерес у окружающих. Именно такую ситуацию мы видим сегодня. Впрочем, нельзя утверждать, что современные героини голливудских фильмов не привлекательны: они вполне симпатичны, но не более, чем ваша соседка по подъезду. Они «обычные», в них утрачена сногсшибательность, до которой так сложно дотянуться среднестатистической женщине. И это – результат феминизма, который, как известно, стремится к равенству полов.
Рассмотрим, к примеру, Дженнифер Лоуренс в фильме «Голодные игры». Ее персонаж, Китнисс Эвердин, одета довольно сдержанно, даже нейтрально, если сравнивать с Ларой Крофт. Интересно, что в последней части франшизы, вышедшей в 2018 году, на экране предстала не роскошная Анджелина Джоли, а актриса с более скромной внешностью — Алисия Викандер, одетая в брюки и универсальную майку. Подобную тенденцию можно проследить и в образах Дакоты Джонс или милой, но реалистичной Эль Фэннинг.
В фильме «Темные судьбы», заключительной части франшизы «Терминатор», дебютировала Маккензи Дэвис — канадская актриса, которую по внешности легко принять за мужчину. Фильм, к слову, был признан одним из наиболее неудачных боевиков 2019 года. Теперь центральный персонаж предстает не только как отважная, но и как преданная своему делу героиня, не жалеющая жизни ради спасения всех. Подобно пилотке Труди Чакон из «Аватара», роль которой исполнила Мишель Родригес.
Красивая женщина = неодушевленный предмет
Почему не удается показать характер женщины, сохраняя при этом ее сексуализированный образ? Ведь, по-видимому, нет ничего предосудительного в том, чтобы созерцать привлекательную женщину, если не учитывать серьезную проблему, связанную с женскими комплексами, анорексией и булимией, особенно среди девочек-подростков. Это связано с противоречием самой эротизации. Об этом утверждают исследователи, в частности, из Университета Дьюка, Колледжа Уиттьера и Западного университета (США) в работе, опубликованной в журнале Sexualization, Media, & Society в 2016 году.
«Авторы отмечают, что сексуальная объективация приводит к тому, что личность человека перестает восприниматься зрителями, ссылаясь на предыдущие исследования, проведенные учеными из университетов Линкольна и Южной Флориды (США), опубликованную в Journal of Experimental Social Psychology в 2009 году. Кроме того, оба пола воспринимают эротизированных женщин как менее моральных и компетентных. Их боль и страдание заботят меньше, поскольку такие дамы в понимании людей не очень заслуживают сочувствия.
В 2009 году известный психолог из Принстонского университета (США) Сюзан Фиск также опубликовала работу, в которой показала: когда мужчина видит сексуально объективированную женщину, его мозг воспринимает ее как неодушевленный предмет — вещь, которая существует лишь для того, чтобы ее использовали. Он не видит в ней личность, обладающую собственными переживаниями и разумом.
Популярные актрисы в обтягивающей одежде постепенно исчезают с экранов. И, возможно, это позитивное изменение, если учитывать проблему объективации женских образов. Однако вместо демонстрации обнаженных бедер и безупречных улыбок необходимо предложить зрителю что-то иное. Идея замены привлекательных актрис на обычных женщин, безусловно, перспективна, но для достижения успеха ее недостаточно. Если не учитывать успех фильма «Голодные игры» (включая его популярность среди мужской аудитории), который можно рассматривать как новый тренд в киноиндустрии.
Для того чтобы зрители, независимо от пола, смогли лучше понять характеры персонажей и увидеть в них личность, а не только внешность, необходимы инновационные решения, талантливые режиссеры и сценаристы, представляющие женский взгляд. Они должны продемонстрировать зрителю восприятие жизни и ее проблем как с позиции мужчины, так и с женской.