Исследования показали, что взрослые фокусируются на тех аспектах, которые они считают значимыми в данный момент, в то время как дети воспринимают всё вокруг.
К такому выводу пришли исследователи из Университета штата Огайо. Они провели эксперимент со взрослыми и детьми в возрасте от четырех до пяти лет. Результаты показывают, что дети, как правило, распределяют свое внимание шире, в то время как взрослые задействуют выборочное внимание, чтобы сосредоточиться на информации, которую они считают наиболее важной.
В исследовании приняли участие 34 взрослых и 36 детей. На экране компьютера им показали яркие изображения инопланетных существ, которые характеризовались семью узнаваемыми признаками, такими как антенны, голова и хвост. Также участникам сообщили, что эти существа делятся на два вида: флюпсы и джалеты. Задача участников состояла в том, чтобы определить, к какому виду относится каждое существо.
Флюпсы и джалеты всегда отличались друг от друга по всем параметрам: например, у джалетов мог быть синий хвост, а у флюпсов — оранжевый. Также детям и взрослым сообщили, что у большинства флюпсов (хотя и не у всех) присутствует специфический набор характеристик, таких как розовые усики. Одна из особенностей никогда не была описана в руководстве и не выделялась для обоих видов существ. Исследователи назвали это «несущественной особенностью».
После завершения тренировки участникам демонстрировались изображения различных существ на экране компьютера, и им сообщалось, какие из них являются флюпсами, а какие — джалетами. Однако в ходе эксперимента исследователи внесли неожиданное изменение: незначительный признак был преобразован в ключевой, по которому определялось, флюпс ли это существо или джалет. Этот признак, который ранее был общим для обоих существ, теперь стал их отличительной чертой.
Взрослые испытали больше растерянности, чем дети, после внесения изменений, поскольку им было сложнее понять значимость новой функции. Дети же быстро осознали, что ранее нежелательное свойство теперь является постоянным отличием флюпса от джалета. Взрослые пытались руководствоваться статистическими закономерностями (например, «у большинства флюпсов розовые усики»), чтобы принимать решения после изменения ключевой характеристики.
В большинстве случаев дети сделали верный выбор, в отличие от взрослых. Исследование отмечает, что у детей этого возраста наблюдаются трудности с концентрацией внимания, связанные с недостаточным развитием префронтальной коры, однако именно это качество позволяет им более эффективно справляться с подобными задачами.