С прошлой весны для российских школьников и их родителей стали известны два тревожных слова: дистанционное обучение. Какие преимущества и недостатки имеет этот формат образования, и возможен ли в будущем переход к нему? Naked Science попытается проанализировать этот вопрос.
Весна 2020 года стала серьезным вызовом не только для детей, их родителей и учителей, но и для всей системы школьного образования. Похоже, мы до сих пор не смогли преодолеть это испытание. Уже в начале апреля, всего через десять дней после начала онлайн-уроков, родители начали массово подписывать обращения с просьбой прекратить дистанционное обучение, обмениваясь тревожными сообщениями в мессенджерах и опасаясь, что подобный формат обучения станет постоянным».
В сети распространяются ироничные высказывания, такие как «Дуб, дуб, я – береза» или «Выучите информатику, тогда и клавиатуру выдадим», которые ярко иллюстрируют недостатки подобного метода обучения. Родители, работающие удаленно, сталкивались с трудностями при распределении компьютера – зачастую единственного в доме (у некоторых его попросту не было, а другие, не располагая альтернативными устройствами, пытались найти выход из положения с помощью кнопочной модели телефона!). Кроме того, те, кто продолжал посещать рабочее место, не имели возможности контролировать и оказывать помощь своим детям, которые заметно отстали в учебе.
Речь идет не об «оглушении», а о том, что дети, родители и педагоги оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение, тем более к столь внезапному. Не говоря уже о технических аспектах: сайт общероссийской системы IT-образования «Дневник.ру» отнюдь не был рассчитан на одновременное подключение ко всем школьникам страны. В первый период работы ресурса он попросту не справлялся с нагрузкой: ученики не могли даже получить информацию о заданиях к предстоящему онлайн-уроку, не говоря уже о возможности подключения к нему через Skype или другие платформы для видеоконференций. Поэтому родители, и без того занятые, во время работы вынуждены были оперативно объяснять своим детям все сообщения от учителей, полученные в мессенджерах.
Особенно непросто было пожилым людям, которым в сжатые сроки предстояло освоить базовые навыки работы с компьютером. В целом, все участники процесса получили положительные эмоции. А в Белоруссии преподаватели трудились в две смены: там не прекратили очное обучение, хотя большинство родителей оставили детей дома. В результате учителя были вынуждены обучать и тех школьников, которые посещали занятия, и тех, кто занимался дистанционно. За проведение дополнительных онлайн-уроков, разумеется, никто не выплачивал вознаграждение – весь последний четверть они проработали без оплаты».
В августе двадцатого года многие с тревогой ожидали объявления о начале новой волны ограничений, которая вновь перевела бы страну на удалённый формат работы. Однако в начале осени Министерство образования России проявило великодушие по отношению к населению, и дети смогли вернуться к занятиям в школах в стандартном режиме. Но сейчас очевидно, что переход на дистанционное обучение может произойти в любой момент.
Удобно, но не всем
Попробуем понять, так ли пугающим кажется дистанционное обучение, как его изображают. На самом деле, нет. Но, похоже, оно подходит больше старшеклассникам и студентам, для которых удалённый формат и был разработан изначально – с учётом их психологической и физиологической готовности, а также сформированных умений и навыков. Для них преимущества дистанционного обучения очевидны – о них известно всем, кто учился в высшем учебном заведении по заочной форме. Перечислим: экономичность (не требуется оплачивать аренду помещений и время преподавателя), достаточно гибкий график, отсутствие привязки к местоположению учебного заведения, возможность установить собственный, удобный темп обучения, есть шанс ещё раз обратиться к уже изученному материалу (видеолекциям или презентациям), можно задать вопрос преподавателю и почти наверняка получить на него ответ.
Действительно, для такого способа обучения требуется значительная мотивация и, что встречается у молодежи еще реже, самодисциплина. Она обычно формируется годами и в достаточной степени присутствует лишь у взрослых, причем далеко не у всех. Неслучайно существует мнение, что патологическое откладывание важных дел на потом, известное как прокрастинация, свойственно примерно 20% взрослого населения и около 30% студентов. Вероятно, у детей этот показатель еще выше. Ведь известно, что многие родители (и учителя) вынуждены регулярно побуждать своих детей к занятиям.
Дистанционное обучение может создавать впечатление неограниченной свободы, что становится весьма благоприятной средой для юного ума, который и так склонен избегать учебных обязанностей. В отсутствие надлежащего контроля со стороны взрослых, не каждый ребенок способен к самодисциплине. Мы не преувеличиваем, если утверждаем, что подобная возможность на данном этапе развития доступна немногим. Исследования в области нейробиологии показывают, что успешно освоить школьную программу реально лишь для трех-пяти процентов учащихся, особенно это касается младших классов. Большинство детей попросту не могут должным образом сосредотачиваться, а также не обладают навыками самоорганизации и самоконтроля.
Непосредственное взаимодействие с преподавателем и сверстниками также имеет большое значение для некоторых учащихся. Личный пример учителя способен не только побудить ребенка к изучению предмета, даже если он ранее не проявлял к нему особого интереса, но и, наоборот, отбить желание учиться, даже если этот предмет был для подростка любимым. Учителям в таких условиях тоже непросто, поскольку контроль над усвоением материала снижается, и это происходит достаточно быстро. Преподаватель не может наблюдать за действиями ученика во время онлайн-занятия. Особенно затруднительно становится, например, при пересказе стихотворений, поскольку ученик может просто читать с листа или вовсе отказаться включать видео, объяснив это неисправностью камеры.
Причем здесь психотерапия
В психотерапии важное значение имеют границы, определяющие время и место приема пациента. Люди, не знакомые с психологическими принципами, часто не осознают, что это условие также оказывает терапевтическое воздействие, поскольку способствует развитию рефлексии и создает определенную предсказуемость в работе с терапевтом: клиент знает, что определенный человек (терапевт, с которым пациент, как правило, бессознательно ассоциирует своего родителя) ожидает его в заданное время в определенном месте. Такая терапевтическая практика в долгосрочной перспективе может оказать существенное влияние на людей, выросших в условиях постоянной психологической и физической нестабильности (например, в семьях, где присутствует алкоголизм, когда ребенок часто не знал, что его ожидает в следующий момент, какой поступок или слова могут последовать от пьяного отца или матери), – таким образом, он получает опыт эмоциональной стабильности.
Ограничения, схожие по своей природе, устанавливают образовательные учреждения, организации, рабочие места и жилище. Те, кто впервые начали работать удаленно во время пандемии, столкнулись с эффектом стирания этих границ. В домашней обстановке мы одеваем халат, смотрим фильмы, готовим еду, отдыхаем или общаемся по телефону, а на работе – работаем за компьютером, взаимодействуем с коллегами, связываемся с клиентами, выходим на перекур, берем с собой кружку в столовую и носим деловой костюм. Это и есть границы – то, что в обиходе называют «рабочим настроем». И в школе он, безусловно, отличается. Там не встретишь теплого одеяла, любимых компьютерных игр и домашних пирогов.
Мозг, как у ребенка, так и у взрослого, проводит четкое разграничение между различными сферами: школа предназначена для учебы, офис – для работы, а дом – для отдыха. Именно поэтому без определенной подготовки работать и учиться дома бывает затруднительно. Добавьте к этому установленные временные рамки: на работе мы находимся с девяти до шести, а в школе занятия проходят до обеда. Создать подобные ограничения дома не удается даже многим взрослым, не говоря уже о детях. Для этого необходима значительная сила воли и отсутствие склонности к прокрастинации, которая может быть вызвана разнообразными факторами, включая недостаток мотивации, стремление к совершенству и различные страхи. Кроме того, для адаптации к новому распорядку требуется время и постепенный переход, в отличие от того, что произошло весной 2020 года.
Из первоклашек – в студенты
Необходимо адаптировать и школьную программу к условиям дистанционного обучения, предусмотрев постепенный переход от традиционного очного формата к заочному. Ученик не способен мгновенно приспособиться к новым условиям: находясь дома, он может позволить себе поспать подольше, неторопливо позавтракать (так как нет необходимости спешить), а затем, вместо занятий, просматривать социальные сети или играть в компьютерные игры (ведь отсутствует педагог, который бы контролировал процесс обучения), и с трудом приступить к урокам, постоянно отвлекаясь на окружающие отвлекающие факторы.
Значительные трудности возникают при попытке самостоятельного изучения программы, например, таких предметов, как химия или физика. Многие школьники не могут разобраться в них даже с помощью учителя, что уж говорить о самостоятельной работе с учебником. К тому же, у некоторых учащихся имеются серьезные пробелы в ранее изученном материале, что делает самообразование практически невозможным. Даже если рядом присутствует родитель, далеко не каждый способен объяснить тот или иной предмет без специальной подготовки: у одних не хватает знаний, у других – способности к преподаванию, а у третьих – и того, и другого.
Вдобавок, начальник торопит с выполнением задач – в результате у большинства не остается ничего, кроме стресса. Тем временем, преподаватели обязаны предоставлять ученикам полный объем учебной программы, изначально рассчитанной для очного формата. В результате, старательным детям приходится заниматься практически по 12 часов в день, а менее прилежным – бросить обучение. Все эти трудности во время пандемии, очевидно, быстро осознали на местах и дали неофициальное распоряжение некоторым школам повышать оценки за четвертую четверть этого учебного года.
А что, если…
Следует также принимать во внимание другие характеристики детства. Известно, что детям от шести до двенадцати лет необходимо общение в большой группе за пределами семьи, поскольку это период активной социализации, имеющий большое значение для дальнейшего развития личности. Длительное пребывание в одиночестве может оказать негативное влияние на ребенка, а исправить упущенное будет крайне затруднительно. Кроме того, у школьников (особенно младших) отсутствует четкое осознание цели обучения. Вернее, это осознание искажено: в идеале они учатся «для родителей» или ради похвалы.
Дети дошкольного возраста не способны осознать, насколько важны занятия для их дальнейшей жизни, поскольку они не задумываются об этом и, в силу возраста, живут настоящим. Если у вас есть ребенок, вы наверняка знаете, что для него даже час в разлуке с мамой может показаться бесконечным. Чем младше ребенок, тем сильнее проявляется ориентация на текущий момент, тем меньше он смотрит в будущее и тем труднее ему понять, для чего взрослые ежедневно заставляют выполнять неинтересные задания или запоминать сложные правила. Разумеется, при таких обстоятельствах сложно говорить о какой-либо внутренней мотивации – это все равно, что требовать от пятилетнего малыша зрелого мышления: он не может обладать им в силу своего возраста и недостаточного психофизического развития.
В связи с этим можно предположить, что дистанционное обучение, даже принимая во внимание выгоду для государства в виде снижения затрат на образование, не станет постоянной практикой. Это связано с существующими требованиями к психологическому и физическому развитию учащихся. Для реализации подобного перехода, скорее всего, потребуется создание специализированной системы, обеспечивающей подготовку к такому формату обучения, особенно в начальных классах.
В данной ситуации значительное количество педагогов может столкнуться с потерей рабочего места или сокращением заработной платы, что также негативно скажется на качестве образования. Различия в уровне знаний студентов, даже среди очного и заочного обучения, весьма заметны. Разумно рассматривать возможность дистанционного образования для старшеклассников, однако переход к такому формату обучения должен быть постепенным и аккуратным.