Общение с высокоуспевающими студентами повысило учебные результаты

Российские исследователи обнаружили, что окружение оказывает влияние на учебную деятельность студентов.

Сцена из фильма «Социальная сеть» / Автор: Александр Литвинов

Специалисты много внимания уделяют изучению факторов, влияющих на успеваемость учеников и студентов. Выяснилось значение мобильных телефонов, семейной атмосферы, увлечений, режима дня и питания. связиВнутри учебных заведений исследования редко проводят. Команда из ВШЭ проанализировала, как личные контакты сказываются на успехах студентов. учебеС помощью стохастического акторно-ориентированного моделирования исследователь проследила, как круг общения влияет на успеваемость респондентов. В работе учитывали учебные достижения участников и их знакомых: с некоторыми предпочитают проводить время, а к другим обращаются за помощью.

В 2013-2014 годах группа наблюдала за 117 студентамиВ итоге изучено около семисот социальных связей. Исследователи создали две модели: первая демонстрирует связь дружбы и успеваемости, вторая — влияние помощи и совместной работы над заданиями на показатели успеха. Установлено, что типы социальных связей существенно различаются по назначению и результативности. опубликованы в журнале PLOS One.

Студенты при выборе окружения не руководствуются успеваемостьВ процессе обучения результаты первокурсников, которые общались с отличниками, сравниваются с результатами друзей. Друзья двоечников показывают плохие оценки, а первокурсники, начавшие общение с хорошими учениками, получают высокие баллы по итогам сессии. Помощь в учёбе со стороны лучших студентов не повышает продуктивность и успеваемость, утверждает София Докука, один из авторов статьи и научный сотрудник Института образования ВШЭ.

Исследователи утверждают, что социальная интеграция положительно влияет на успеваемость студентов и настаивают на необходимости создания крепких неформальных связей. контактыСреди сверстников важно мотивировать студентов создавать неформальные группы. Это можно сделать с помощью групповых заданий, состав групп для которых определят преподаватели, а также созданием дополнительных пространств для учебы и отдыха внутри университета. Сочетание этих действий поможет студентам строить и поддерживать контакты, которые серьезно влияют на академическую успеваемость и поведение.

Авторы отмечают ограничения своей работы. Исследование проводилось только среди первокурсников с высокой скоростью формирования социальных связей. Также рассматривались лишь два типа взаимоотношений: сотрудничество и вражда, в то время как в университете существует множество других типов, таких как романтические отношения и онлайн-взаимодействие.