Исследование выявило зависимость между активностью в соцсетях и уровнем доверия людей.

Исследования показали, что доверие имеет большое значение для взаимодействия людей с социальными сетями. Чем больше пользователей уверены в достоверности публикуемой информации, тем активнее они используют платформу, и наоборот.

Командой исследователей из Университета штата Северная Каролина было проведено исследование, в рамках которого опросили 661 пользователя Facebook. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление уровня доверия пользователей к социальной сети, их веры в достоверность информации, размещенной на сайте, и рассмотрение потенциальных дезинформации. Респондентов также попросили оценить свою способность выявлять недостоверную информацию и определить уровень доверия к социальным сетям. Результаты работы представили в журнале Online Information Review.

Анализ выявил тесную взаимосвязь между уровнем доверия и частотой использования Facebook и убежденностью пользователей в том, что они умеют отбирать информацию. Те, кто сообщал о более высоком уровне доверия к платформе, оказались склонны полагать, что данные, размещенные в соцсети, — правдивы и что они сами хорошо отличают достоверные сообщения от фейков.

«Иными словами, если вы полагаете, что способны отличать недостоверную информацию от достоверной, то с большей вероятностью будете проявлять доверие Facebook, — заявил Ян Ченг, автор исследования. — И чем больше вы оказываете доверие Facebook, чем больше людей знакомы с платформой, тем выше вероятность того, что они станут ее активными пользователями. Ченг также отметил, что уверенность пользователей в своей способности выявлять фейковые новости не всегда соответствует действительности, поэтому они могут верить недостоверной информации.

Люди, испытывающие меньшее доверие к платформе, зачастую более критично оценивают дезинформацию и ее последствия. Они полагают, что платформа должна более тщательно модерировать контент. «Если люди не доверяют социальной сети, по словам Ченга, пользователи, которые столкнулись с подобным, скорее всего, не будут часто посещать эту платформу.

Ученые также обнаружили, что доверие связано с более сложными мыслительными процессами, в то время как недоверие, по данным исследования, имеет скорее интуитивный характер. Это означает, что доверие формируется на основе обдумывания информации, а недоверие — благодаря ощущению ее неточности.

Исследования демонстрируют, что для крупных социальных сетей критически важно повышать доверие аудитории, поскольку в противном случае они рискуют утратить свою востребованность. Однако, по мнению исследователей, остается неясным, способны ли эти платформы обеспечивать подлинность размещаемой информации и уделяют ли они достаточно внимания факторам, влияющим на доверие к ним.