Человек и животные приобретают умения, постигая мир через собственный опыт. Ученые из США смогли внедрить в мозг шаблон активности без прямого обучения и физического вмешательства. Это способствовало усвоению информации и изменению восприятия визуальных образов у людей.

Для усвоения новой информации или уверенного выполнения чего-то нового необходимо научиться на собственном опыте, под руководством кого-либо или по инструкции. Мозг обрабатывает полученные знания, и в результате формируются новые нейронные связи. Предыдущие исследования показали, что во время отдыха мозг играет важную роль в этом процессе, поскольку кристаллизует воспоминания и проектируетСуществующая действительность, учитывающая новые данные.
Ученые из Университета Рочестера, Йельского и Принстонского университетов создали способ внедрения в мозг новых знаний и навыков без прямого обучения или физического вмешательства. Экспериментальные данные опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.
В аппарате фМРТ участники исследования следили за движущимися фигурами на экране и пытались остановить их только силой мысли, чтобы ученые могли наблюдать активность головного мозга в режиме реального времени.
Ученые предварительно установили необходимую активность головного мозга для успешного выполнения эксперимента участниками: остановки движения фигур. Во время задания авторы исследования визуализировали активность мозга участников в режиме реального времени и, с помощью специального устройства, предоставляли им обратную связь каждую секунду, направляя мозг к ожидаемому шаблону поведения. Такой процесс назвали «лепкой» мозговой активности.
На экране фигуры останавливались при совпадении активности мозга участника исследования с заданным шаблоном. Это указывало на успешное воспроизведение человеком не привычного, а предложенного учеными образа объекта. Исследователям удалось передать людям информацию о новых категориях объектов, воздействуя на восприятие их мозгом.
Участники могли реагировать на новые категории объектов и вести себя соответствующим образом, даже не замечая этих категорий. Это говорит о том, что неявное обучение, то есть способность мозга воспринимать и обрабатывать информацию без осознанного участия, распространяется и на формирование новых нейронных связей.
Надежда исследователей заключается в том, что новый метод станет инструментом клинической практики. Модифицируя паттерны мозговой активности, можно помочь нейроотличным пациентам, приближая работу их мозга к нормальным показателям. Кроме того, обнаруженная технология может быть полезна в разработке интерфейсов «мозг — компьютер».