Влияние человека на окружающих имеет для женщин особенное значение. Мужчины также обращают на это внимание, однако только в общении с женщинами.
Исследование, опубликованное в The Economic Journal, показывает, что способность нравиться другим людям служит важным фактором во взаимоотношениях между женщинами, а также в межполовых взаимоотношениях. При этом в общении двух мужчин влияние этого фактора роли не играет.
В ходе проведенных исследований ученые попросили группу испытуемых оценить привлекательность других участников по фотографиям. Далее испытуемые были разделены на пары, которым предварительно демонстрировались фотографии будущих напарников и сообщались их оценки друг друга. Для минимизации влияния эмоций на результаты, участникам было предписано сохранять нейтральное выражение лица при съемке.
В рамках бизнес-игры, где потенциальный выигрыш определялся уровнем сотрудничества, участники должны были вносить любое целое число евро из первоначального капитала в шесть евро. В среднем мужчины вносили 4,05 евро, а женщины – 3,92 евро. Анализ показал, что в парах, состоящих только из мужчин, вне зависимости от уровня взаимной симпатии, суммы вкладов были одинаковыми. Однако в парах, состоящих только из женщин, участницы, оценившие друг друга низко, в среднем вносили на 30% меньше средств в проект.
При наличии смешанных пар женщины в среднем вносили 4,70 евро, когда их партнер вызывал симпатию, и на 37% меньше, если мужчина не вызывал положительных эмоций. Как и у мужчин, у женщин в смешанных парах фактор расположения к партнеру имел значение. Низкая взаимная симпатия приводила к снижению вклада мужчин на 50% по сравнению с ситуацией, когда взаимное расположение было высоким.
В ходе второго раунда игрокам, сохранившим прежние пары, предлагалось выбрать целое число от 1 до 7, отражающее сумму денег, которую они готовы заплатить. В качестве компенсации участник получал сумму, равную удвоенному минимальному числу, выбранному его партнером. Таким образом, выбор большей суммы сопряжен с риском, однако открывает возможность получить более выгодную награду, если и второй участник готов пожертвовать значительную сумму.
В ходе исследования было установлено, что женщины, состоящие в однополых парах с низким уровнем взаимопонимания, называли значительно меньшие числа, чем участники команд с высоким уровнем взаимопонимания. Мужчины в однополых парах, напротив, почти всегда выбирали довольно высокие значения, вне зависимости от степени их взаимопонимания. В командах, состоящих из мужчин и женщин, уровень взаимной симпатии оказывал существенное влияние на выбираемые числа как у женщин, так и у мужчин.
«Полученные нами данные указывают на влияние фактора симпатии, что позволяет по-новому взглянуть на гендерные различия в сфере занятости, — отмечает ведущий автор исследования Леони Герхардс. — Для женщин взаимная расположенность играет существенную роль в любых социальных взаимодействиях, в то время как для мужчин она важна лишь при общении с женщинами».