Из предыдущих исследований установлено, что среди молодежи наблюдается недостаточное потребление овощей. В попытке найти решение этой проблемы, исследователи решили выяснить, можно ли сделать овощи более привлекательными для молодых людей, используя положительные отзывы окружающих. Результаты эксперимента показали, что данный подход эффективен, однако эффект оказался обратным ожидаемому.
Теория социального научения утверждает, что обучение происходит как через личный опыт, так и посредством наблюдения за другими. Положительное подкрепление действий побуждает людей к их повторению, в то время как негативный опыт, наоборот, стимулирует избегание подобных действий. Этот процесс, известный как социальное моделирование, ученые рассматривают как важный социальный фактор, оказывающий влияние на пищевые привычки.
Многие молодые люди не уделяют должного внимания своему питанию, что проявляется в недостаточном употреблении фруктов и овощей. Однако овощи играют важную роль для здоровья, а пищевые привычки, приобретенные в молодости, часто остаются с человеком на всю жизнь.
Исследователи стремятся найти способы оптимизации пищевых привычек у молодежи. Психологи из Астонского и Бирмингемского университетов (Великобритания) решили использовать метод социального моделирования. Этот подход уже был описан в научных публикациях. В одной из работ отмечается, что наблюдение за реакциями людей, выражающих отвращение или удовольствие при виде еды, может воздействовать на желание употреблять продукты, которые им нравились или вызывали неприязнь.
В новом эксперименте ученые подошли к вопросу детальнее, сосредоточив внимание на молодых женщинах, поскольку эффект социального моделирования у них может проявляться сильнее, чем у мужчин. Исследователи предположили, что реакция других людей при поедании сырой брокколи будет заразительна и поменяет отношение к продукту. Брокколи выбрали из-за того, что многим не нравится горьковатый привкус этого вида капусты.
Другой задачей было выяснить, способно ли наблюдение за тем, как другие люди с удовольствием употребляют определенный овощ, увеличить привлекательность подобных продуктов для участников исследования и вызвать у них желание попробовать их.
Для онлайн-эксперимента были отобраны 205 женщин в возрасте от 18 до 30 лет. Помимо возраста, к критериям отбора относились отсутствие пищевых расстройств, аллергии и диабета. Участницы были случайным образом распределены по трем группам. В дальнейшем каждая из них просматривала один из трех видеороликов, демонстрирующих мужчин и женщин, употребляющих сырую брокколи с улыбкой на лице, нейтральным выражением или отвращением.
Участникам предложили оценить увиденное, используя заранее определенные критерии. Далее, с помощью онлайн-платформы Qualtrics, женщины ответили на ряд вопросов. Помимо предоставления анкетных данных и информации об образе жизни, они указали, насколько им нравится и хотелось бы съесть брокколи, огурец и еще шесть дополнительных продуктов. Также участницы заполнили шкалы, оценивающие их настроение и чувство голода, и выполнили несколько заданий, не имеющих отношения к теме питания. Продолжительность исследования составила приблизительно 20 минут, а среди всех участников были разыграны подарочные сертификаты на 50 фунтов стерлингов (что эквивалентно более 5700 российским рублям).
Частично подтвердились изложенные в эксперименте предположения. Негативная реакция оказалась заразительной. После просмотра видео, демонстрирующего поедание сырой брокколи с отвращением, испытуемые снижали оценку привлекательности овоща. Однако улучшить восприятие брокколи с помощью видео, где ее едят с удовольствием, не удалось. Это не способствовало повышению симпатии к овощу. Кроме того, наблюдение за реакциями людей при употреблении брокколи не оказало существенного влияния на желание есть этот и другие овощи.
Комментируя исследование, авторы отметили, отвращение играет важную роль в защите организма, предохраняя людей от употребления вредных продуктов. Именно поэтому неприятие брокколи показалось более понятным и убедительным. Вместе с тем, улыбка во время еды воспринималась как необычное действие, что помешало достижению желаемого результата.
Ученые намерены продолжить разработку методов, которые могут стимулировать молодых людей к увеличению потребления овощей.