Исследование, проведенное американскими психологами, показало, что родители, сталкивающиеся с финансовыми проблемами, значительно меньше общаются со своими детьми по сравнению с семьями, имеющими более стабильное финансовое положение.
Работа опубликована в журнале Developmental Science. Психологи из Калифорнийского университета (США) провели исследование, в котором приняли участие 84 родителя и их трехлетние дети. В ходе первого этапа эксперимента выяснилось, что родители, сталкивающиеся с финансовыми проблемами, чаще переживали из-за них и уделяли своим детям меньше внимания, а также реже вступали с ними в общение.
Во втором эксперименте для сбора информации о детских разговорах использовались специальные устройства, которые носили сами дети. Эти устройства фиксировали количество слов, произнесенных и услышанных ребенком.
В конце месяца, когда родители ожидают выплату заработной платы и испытывают наибольшую финансовую нагрузку, наблюдается снижение частоты общения с детьми. Таким образом, одни и те же родители разное количество времени тратили на разговоры с детьми, в зависимости от того, в какой период месяца это происходило.
Кроме того, исследователи установили, что у родителей, сталкивающихся с финансовыми затруднениями, наблюдается обеднение речи при описании окружающего мира: они используют более ограниченный словарный запас, в периоды экономических трудностей уровень стресса в семьях, как правило, выше, чем в периоды благосостояния. Все это, безусловно, оказывает влияние на дальнейшее благополучие детей, в частности на их эмоциональное и когнитивное развитие.