Изучение прошлого выявило, что большинство молодых людей потребляют недостаточное количество овощей.
Стремясь устранить эту проблему, ученые решили выяснить: можно ли повысить привлекательность овощей для молодежи с помощью положительной реакции окружающих. Эксперимент продемонстрировал эффективность метода, но в неожиданном направлении.

Человек постигает новое не только через личный опыт, но и наблюдая за поведением окружающих. Позитивные результаты действий могут побудить к их повторению, а негативные — наоборот, стать причиной стремления избегать таких действий. Ученые называют это явление социальным моделированием и считают его сильным фактором, определяющим пищевое поведение людей.
В юности люди часто пренебрегают правильным питанием, употребляя меньше фруктов и овощей.
Исследователи ищут способы улучшить пищевое поведение молодых людей. Психологи из Астонского и Бирмингемского университетов решили использовать социальное моделирование. В научной литературе этот прием уже описывался. В одной работе указано, что наблюдение за реакциями людей на еду (отвращение или удовольствие) может влиять на желание испытуемых есть то, что им нравилось или не нравилось.
В новом экспериментеУчёные углубились в изучение вопроса, сфокусировавшись на молодых женщинах, поскольку у них эффект социального моделирования может быть более выраженным, чем у мужчин. Исследователи предполагали, что реакция окружающих при употреблении сырой брокколи окажется заразной и изменит отношение к этому продукту. Брокколи выбрали из-за её горьковатого привкуса, который не нравится многим.
Исследователи хотели узнать, может ли демонстрация удовольствия от употребления одного овоща увеличить привлекательность подобных продуктов у участников эксперимента и сделать их более желательными.
В онлайн-эксперименте приняли участие 205 молодых женщин в возрасте от 18 до 30 лет. Критериями отбора были возраст, отсутствие пищевых расстройств, аллергии и диабета. Участниц случайным образом разделили на три группы. Каждой группе показывали один из трех видеороликов с мужчинами и женщинами, которые едят сырую… брокколиС улыбкой, нейтральным видом или презрением.
После просмотра участники оценили увиденное по заданным критериям. Затем ответили на ряд вопросов с помощью онлайн-платформы Qualtrics. Участницы сообщили о своей любви и желании съесть брокколи, огурец и еще шесть продуктов. Кроме того, участницы заполнили шкалы, характеризующие настроение и чувство голода, а также выполнили ряд заданий, не связанных с темой еды. Исследование заняло около 20 минут, за участие разыграли подарочный сертификат на покупки на сумму 50 фунтов стерлингов (более 5700 рублей).
Эксперимент частично подтвердил гипотезы учёных. Негативная реакция оказалась заразительной. После просмотра видео, где сырую брокколи ели с отвращением, испытуемые снизили оценку привлекательности овоща. С помощью видео, где её едят с улыбкой, улучшить отношение к брокколи не удалось. Наблюдение за реакцией людей при поедании брокколи существенно не повлияло на желание есть этот и другие виды овощей.
Комментируя исследование, авторы отметилиОтвращение выполняет защитную функцию, не давая людям съесть что-то вредное.
Это сделало негативную реакцию на брокколи более убедительной. Улыбка во время еды воспринималась как необычное поведение и не дала достичь желаемого эффекта.
Исследователи намерены развивать методы, которые могли бы мотивировать молодых людей к более активному употреблению… овощей.