У недоношенные и маловесные младенцы могут проявлять черты, схожие с темпераментом брошенных детей.

Трудности, возникшие в младенчестве, способны оказывать воздействие на развитие произвольного контроля даже в младшем школьном возрасте.

Ученые из Университета Уорика, Университета Теннесси, Университета Саутгемптона и Королевского колледжа Лондона выявили, что младенцы, появившиеся на свет преждевременно (менее 32-й недели беременности) или имеющие очень низкий вес при рождении (до 1500 граммов), демонстрируют трудности с саморегуляцией, аналогичные проблемам, наблюдаемым у детей, выросших без родителей.

Способность к произвольному контролю – одна из характеристик темперамента. Этот термин описывает умение самостоятельно управлять своими эмоциями и поведением, то есть как активировать, так и сдерживать действия и реакции. Недостаточный уровень самоконтроля может препятствовать успешному обучению ребенка, его социализации, а также будущей трудовой деятельности и полноценной жизни.

Проблемы, с которыми сталкиваются дети, лишенные полноценного семейного воспитания (брошенные, из неблагополучных семей, помещенные в раннем возрасте в детские дома или аналогичные учреждения), хорошо известны. В литературе содержится множество исследований, посвященных влиянию такой депривации на формирование личностных и когнитивных функций. Известно также, что недоношенные и дети с низкой массой тела относятся к группам риска по возникновению различных психологических проблем, поэтому, опубликованная в журнале Development and Psychopathology, это может способствовать пониманию тех процессов, которые приводят к утрате самоконтроля у детей.

Сравнительный анализ был проведен учеными, использовавшими данные из двух исследований: Баварского лонгитюдного исследования и румыно-английского исследования детей-сирот. В качестве испытуемых были сформированы четыре группы. Первая группа включала детей, появившихся на свет значительно недоношенными или с недостаточным весом. Во вторую вошли дети, пережившие период отсутствия заботливых опекунов продолжительностью не менее полугода. Третью группу составили 311 детей, родившихся в срок и имеющих средний вес при рождении. Четвертую группу сформировали 52 сироты, усыновленные сразу после рождения.

Первые две группы столкнулись с сопоставимыми трудностями в области произвольной регуляции, в то время как третья и четвертая группы демонстрировали иные особенности. Данные различия наблюдались у детей даже в возрасте шести лет.

Авторы указывают на то, что трудности с самоконтролем проявляются устойчиво и на протяжении длительного времени, что может существенно повлиять на дальнейшую жизнь. Они считают, что ранняя помощь, направленная на развитие навыков саморегуляции, может быть необходима как детям, пережившим депривацию, так и недоношенным и имеющим малый вес при рождении. Своевременное внимание родителей или опекунов к этому аспекту развития позволит добиться наилучших результатов.

Исследователи подчеркивают необходимость дальнейших исследований для определения нейрофизиологических изменений, характерных для таких детей. Это позволит более детально изучить биологические процессы, обуславливающие нарушение произвольного контроля, и разработать эффективные методы коррекции.

В предыдущих исследованиях ученые из Университета штата Огайо выяснили, подтверждает, что дети обращают внимание на детали в значительно большей степени, чем взрослые, и глобальное исследование, организованное специалистами из Великобритании, показал, по мере взросления дети перестают верить в существование Деда Мороза.