Используя функциональную магнитно-резонансную томографию, ученые наблюдали за активностью мозга 25 добровольцев, когда те оценивали свои эмоциональные состояния. Полученные данные позволили определить области мозга, демонстрировавшие наибольшую активность в процессе этих оценок.
Обычно эмоции классифицируют как позитивные и негативные, а также как приятные и неприятные. Оценка эмоции по шкале приятности является гедонистическим суждением. Если же мы определяем, насколько эмоция хорошая или плохая, то это оценочное суждение. На первый взгляд, всё кажется очевидным – необходимо стремиться к позитивным и приятным переживаниям. Однако, что делать, если оценка эмоции с точки зрения приятности противоречит оценке её моральной обоснованности?
Рассмотрим, к примеру, похоть или гордыню. Они доставляют удовольствие, несомненно, но трудно назвать их правильными. Как правило, эти эмоции подвергаются осуждению. В то же время, такие чувства, как вина и стыд, хотя и крайне неприятны в момент переживания, оказываются весьма полезными и признаются важными. Эти примеры наглядно демонстрируют, что гедонистическая и оценочная оценка одной и той же эмоции могут не совпадать.
Идея о том, что мы способны чувствовать эмоции по отношению к своим собственным чувствам (а также испытывать чувства к своим чувствам, которые, в свою очередь, направлены на другие чувства – и так далее, уровней может быть множество), может показаться необычной. Однако, согласно выводам автора недавнего исследования, это вполне нормальное явление.
В работе, опубликованной в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience, по мнению Аджая Сатпута, доцента кафедры психологии университета Northeastern в Бостоне, передняя часть префронтальной коры играет ключевую роль в оценке эмоций и их последующем регулировании. Он отмечает, что мы постоянно оцениваем собственные чувства.
Определённые эмоции могут вызывать внутреннее противоречие: они могут ощущаться как приятные, но нежелательные, или неприятные, но желанные. При этом, если стремление к удовольствию, как правило, остаётся неизменным в любой ситуации, то оценочный аспект может формироваться под влиянием социальных факторов. К примеру, испытывать радость по поводу чужой беды. Или смеяться на похоронах. Даже если радость и смех воспринимаются как приятные с точки зрения гедонизма, в данном контексте они подвергаются осуждению.
В исследовании подчеркивается, что именно оценочные суждения играют ключевую роль в управлении нашими эмоциями в соответствии с общепринятыми нормами. Когда возникает ощущение, что испытываемая эмоция является «неуместной», это может способствовать её подавлению. К примеру, осознание нежелательности гнева помогает успокоиться и избежать агрессивного поведения. Таким образом, по мнению Сатпута, оценка является этапом на пути к эмоциональной регуляции.
Поскольку наши эмоции подвержены оценке, это оказывает влияние на наше поведение. Кент Ли, научный сотрудник Northeastern и один из авторов исследования, отмечает: «Имеющиеся у людей знания способны формировать их эмоциональный опыт и, безусловно, определять их действия, основанные на этих эмоциях.
По результатам исследований было установлено, что наибольшая активность наблюдалась в передних префронтальных областях мозга, в частности, в медиальной префронтальной коре (mPFC), вентромедиальной ПФК (vmPFC) и прекунеусе, когда участники оценивали свои эмоции как позитивные или негативные. Это согласуется с предыдущими исследованиями, которые указывали на значимость префронтальной коры в процессах принятия решений, формирования оценок, определения предпочтений и моральных суждений.
Вполне возможно, что это также найдет применение в сфере психического здоровья. Сатпут отмечает, что данное исследование в перспективе может помочь в понимании поведения людей, отклоняющегося от общепринятых норм, и даже позволит выяснить, возможно ли целенаправленно активировать участки мозга, отвечающие за регуляцию эмоций.