Привычные мелодии: как темп и модуляция влияют на запоминаемость

Первое масштабное исследование феномена навязчивой музыки было осуществлено международными учеными, которые определили его ключевые характеристики. О результатах работы сообщается в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts.

Непроизвольные музыкальные воспоминания (involuntary musical imagery, INMI) — это способность человека невольно воспроизводить и вспоминать мелодии, которые он слышал ранее. Подобное явление может быть вызвано разнообразными факторами, включая случайные ассоциации или после шестикратного прослушивания, и хотя бы единожды наблюдался у 98 процентов людей. При этом несмотря на большое количество исследований критерии, по которым одни композиции (чаще это песни) становятся навязчивыми, а другие нет, остаются неясными.

Для более четкого определения критериев исследователи из Лондонского университета, Тюбингенского университета и ряда других организаций провели первое крупномасштабное исследование INMI продолжительностью три года. Участие в нем приняли 3 тысячи добровольцев в возрасте от 12 лет до 81 года. На первом этапе они заполняли опросник, в котором указывали частоту переживания феномена, отношение к нему и методы преодоления. Затем испытуемые перечисляли исполнителей, названия песен и их части (куплет, припев), которые считают навязчивыми.

Собранные данные были сопоставлены с показателями музыкальных чартов Великобритании и интернет-статистикой. Затем песни были дополнительно отфильтрованы на основе частоты упоминания (требовалось минимум три упоминания разными источниками) и наличия MIDI-транскрипций в базе данных Geerdes. Эти транскрипции применялись для анализа структуры и текстуры музыкальных произведений. В исследовании рассматривались только популярные жанры, такие как поп, рок и рэп, в то время как классическая музыка и детские песни были исключены.

По мнению участников исследования, самыми надоедливыми являются вот эти песни

В результате проведенного опроса исследователи определили 3806 музыкальных композиций, среди которых 1558 занимали позиции в музыкальных чартах. Частота упоминаний оказалась связана с популярностью песен: наибольшее количество раз (33 раза) участники исследования называли песню «Bad Romance» Леди Гага, а на втором месте оказалась «Can’t Get You Out of My Head» Кайли Миноуг. После дополнительной фильтрации авторы отобрали 100 песен и сформировали независимый контрольный список из 100 композиций, которые не были названы респондентами как навязчивые.

Анализ был выполнен на основе 82 параметрам, охватывающих такие характеристики, как темп, модуляция, высота тона и интервалы между нотами. Каждый параметр рассматривался как N-грамма, с использованием которых формировались профили композиций и определялись связи между ними. Результаты показали, что наиболее важными оказались 12 параметров, среди которых выделялся более быстрый по сравнению с контрольными образцами темп (в среднем 124,1 ударов в минуту), более заметные интервалы между нотами или, наоборот, значительное количество повторяющихся нот. Авторы полагают, что данный профиль соответствует типичной песне жанра поп в западной музыкальной традиции.

«Полученные нами данные свидетельствуют о возможности прогнозирования запоминаемости музыкального произведения исходя из его характеристик. Это может оказаться полезным для начинающих музыкантов или специалистов по рекламе, создающих запоминающиеся рекламные мелодии», — отметила один из авторов исследования Келли Якубовски. Чтобы снизить эффект навязчивости музыкальных фрагментов, ученый посоветовала прослушать композицию еще раз от начала до конца или переключить свое внимание на что-то другое.