Июнь – время выпускных. Для одних это праздник со слезами на глазах, а для других – с ехидной ухмылкой: «Наконец-то!». Среди последних не обязательно те, кого откровенно травили в школе. Это могут быть дети из так называемых нарциссических классов, которым не подвергался жесткий буллинг, но тоже испытали много неприятных минут от общения с одноклассниками. Рассказываем, что такое групповой нарциссизм, как его развитию способствуют педагоги и даже родители, почему причина травли – не ребенок, а скорее всего, класс. И как «легкий» групповой нарциссизм может переродиться в серьезную травлю? А еще пофантазируем о том, что могло бы случиться с героями фильма «Чучело» дальше.

В этой статье не идет речь о жалобах на учителей или одноклассников. Важно понимать, что травмы, полученные в школе, могут быть сильнее родительских травм или их усилять. Сегодня мы поговорим о негативных аспектах школьной жизни.
Людям, которые с тоской вспоминают школу до щемящего ощущения в сердце, это право позволено. Возможно, им действительно повезло. Но этот текст не для них. Он адресован тем, у кого воспоминания о школе вызывают противоречивые чувства. Для начала — небольшое лирическое отступление, чтобы лучше понять проблему. Извините.
Наболело
Ваша покорная слуга училась в казахстанской школе в 1990-х. Открытого буллинга не было, кроме случая, когда сын классной руководительницы (он был учеником нашего класса, хотя обычно это запрещено) регулярно обзывал мою подругу неприятными словами по поводу ее внешности. Ему за это ничего не было, разве что дежурное «ай-яй-яй» от мамы. У подруги из-за этого появились комплексы.
В нашем классе еще учились три девушки, которые диктовали моду всем остальным.
Определяли, какие мероприятия будут интереснее для класса, кто из учеников талантливее, добрее, красивее и вообще лучше, чем остальные, приближая к себе или отдаляя. Кто не хотел подчиняться «элите», становился кем-то вроде изгоев. Классный руководитель тесно общалась со «святой троицей» и всячески способствовала их «инициативе», подчас даже прилюдно подкалывала вместе с ними некоторых странных, по их мнению, учеников. Например, мальчика, который заикался.
Я перешла из этого класса в другой, более не математический, и вздохнула: там не было никаких планок, до которых нужно было непременно дотягиваться, все общались дружно, а если даже смеялись над кем-то, то совсем иначе. Помню, бывшая классная руководительница, кажется, еще долго таила на меня обиду и на переменах подходила с вопросом: «Чего перешла-то?». В самом деле, чего? Ведь ее класс самый лучший!
Я полагал, что подобное происходило со мной: девяностые годы, небольшой городок, всё остальное тоже самое. Однако это не так.
С моей дочерью подобное случилось, когда мы временно переехали из Санкт-Петербурга в Севастополь. Там ей пришлось окончить три последних класса по независящим от нас причинам. Менталитет местной школы (несмотря на звание одной из лучших гимназий города-героя) резко отличался от «культурностоличного», где все девять лет прошли без каких-либо сложностей.
После года учебы в агрессивном классе перешли в другой, где ситуация с одноклассниками улучшилась. Но радость была преждевременной: буллинг осуществлялся не столько со стороны учеников, сколько классным руководителем (и некоторыми близкими к нему родителями). Это стало настоящим шоком. Попытки отстоять свои права сначала осторожные, затем более решительные, с привлечением юриста (!), оказались безрезультатными и только ухудшили положение дел.
Этот рассказ нужен, чтобы показать читателям: школьный буллинг не всегда выражается в драках в коридорах, оскорблениях и унижениях.
Это могут быть ситуации, когда некоторые дети навязывают другим свои правила поведения, устанавливаютhierarchy, а также травля со стороны учителей.

О таком скрытом насилии мало кто пишет. Такого рода ситуации могут оказать негативное влияние на жизнь человека долгое время, даже если не достигнут стадии уголовной ответственности. Еще цель этих слов — разрушить существующий миф: причиной буллинга является не ученик, а скорее класс (иногда — его руководитель). Об этом утверждают психологи и социальные педагоги.
Например, известный педагог-психолог Людмила Петрановская во время лекции рассказалаМнение о том, что для роли козла отпущения нужно быть ненормальным, ошибочно.
Травля чаще всего вызвана особенностями группы, а не жертвы. Одному ребенку могут изгонять в одной группе, а принимать в другой. Или он может перестать быть изгоем в той же самой группе через короткий срок — например, после смены классного руководителя.
Некоторые дети подвергаются буллингу чаще, но винить их — всё равно что обвинять жертву насилия в том, что она слабее агрессора: физически слабых людей бьют чаще, чем сильных.
Как и в примерах выше, проблемы завершаются (или начинаются) со сменой класса либо школы.
Вместо прямого насилия, которое уже многократно описано, обсудим скрытую форму травли, с которой сталкивались многие люди.
В прошлом году американские ученые создалиДанные о подростковых самоубийствах в США с 1991 по 2019 год сравнили с расписанием работы школ и каникул. Выяснилось, что случаи суицида среди подростков от 12 до 18 лет во время учебных месяцев происходили чаще, чем в период каникул. В районах, где школы начинали работу в августе, рост самоубийств тоже начинался в августе, а в регионах с началом учебного года в сентябре — соответственно, с сентября. После перехода школ на онлайн-обучение из-за пандемии в марте 2020 года количество суицидов среди подростков снова резко упало. При возвращении детей в школу уровень самоубийств даже поднялся по сравнению с предыдущими годами.
При чем здесь исследователь фашизма?
Немецкий социолог Эрих Фромм известен тем, что перенес психоанализ Зигмунда Фрейда на социальную плоскость, применив и модернизировав его идеи к психологии всего общества. Также он занимался изучением психологии фашизма.
Фромм родился в 1900 году в ортодоксальной еврейской семье в Германии. С приходом к власти Адольфа Гитлера Фромм вынужден был переехать в Женеву. После победы над фашизмом многие социологи и психологи занялись изучением того, что это было, и как немцы дошли до такой жизни.
Эрих Фромм связал личность с обществом, создав «всеобъемлющую формулу» формирования авторитарной личности, которая формирует авторитарное общество. Однако нас интересует лишь часть его теории, касающаяся коллективного нарциссизма. Фромм представил свою концепцию в двух главных трудах: «Анатомия человеческой деструктивности» и «Бегство от свободы».
Термин «коллективный нарциссизм» вышел за рамки теории авторитарных режимов и стал самостоятельным понятием. Такая черта свойственна разным социумам вне зависимости от политической системы или идеологии. В целом это слово описывает психологические особенности многих групп, объединенных расой, этносом, религией, социальным классом, статусом, культурными ценностями и так далее.
Коллективный нарциссизм не является патологией при условии, что он не выходит за установленные пределы.
К примеру, это явление связано с позитивными факторами, такими как патриотизм и достижения в науке и технике у групп инженеров и ученых. Важно подчеркнуть, что всё это возможно, если коллективный нарциссизм не переходит в крайние, негативные формы.
Модель общества
В 1988 году американские психологи Роберт Рэскин и Говард Терри выделили семь факторов патологического нарциссизма у индивида: властолюбие, чувство превосходства, эксгибиционизм (не обязательно связанный с сексуальной сферой, но и с «духовной» — например, желание «обнажать» свои глубоко интимные чувства перед окружающими, громко взывая к сочувствию), восприятие хорошего как должного, тщеславие, тенденцию к эксплуатации чужих ресурсов и самоуверенность. За пафосным фасадом скрывается глубоко неуверенный человек, опасающийся разоблачения своего несовершенства, за которое испытывает огромный внутренний стыд.
Нарцисс использует чувство превосходства как щит от стыда, ищет похвалу у других, чтобы восполнять свой ресурс и внушать им чувство собственной неполноценности. По этой причине нарциссы — искусные манипуляторы, которые побуждают людей чувствовать себя беспомощными.
Точно так же происходит с групповым нарциссизмом, когда переходит из нормы в болезнь: из патриотизма — в фашизм, из обычной веры — в сектантство.
Если группа ощущает собственную уязвимость (как у общества, так и у человека может быть разный уровень самооценки), то стремится её скомпенсировать. Чем сильнее чувство неполноценности, тем больше проявляется внешняя уверенность и превосходство, тем чаще происходят «репрессии» в отношении тех, кто сомневается в величии группы.
Наличие общего врага укрепляет любой социум, поэтому нарциссические классы всегда сплоченные. Учителя любят их, ставя в пример остальному потоку. Те, кто не согласен с «генеральной линией партии», в таких группах подвергаются буллингу — поначалу мягкому, который при неблагоприятных обстоятельствах становится жестким.
Нарциссизм помогает людям в таких общностях осознавать свою значимость, которую обычно не чувствуют по отдельности, сравнивая себя с группой. Благодаря этому феномену раздавленные проигрышем в Первой мировой войне и репарациями немцы с энтузиазмом восприняли фашистские идеи «титульной» нации, которые им дал такой же патологический нарцисс — абсолютно никчемный, но самоуверенный Гитлер.
В социологии школьный класс рассматривается как малая копия определённых общественных групп. Следовательно, подобные заключения применимы и к такому коллективу.
В нарциссических классах чувствуется сплоченность – почти все ученики считают себя особенными из-за принадлежности к нему. Часто это действительно так, потому что основу класса составляют дети с нарциссизмом: такие люди могут не обладать выдающимися способностями, но стремятся добиваться успеха из-за уязвимого самолюбия, и часто ему достигают.
Параллельные потоки иногда порождают людей, способных к интеллектуальным достижениям, но таковые реже проявляют трудолюбие и стремление к развитию.
По даннымБывшей уполномоченной по правам ребенка при президенте России Анны Кузнецовой сообщается, что более половины детей в России (55 процентов) сталкивались с буллингом, а больше трети из них (39 процентов) боятся рассказывать о случаях интернет-травли.
От превосходства — к буллингу и наоборот
Групповой нарциссизм выступает одним из главных источников агрессии в человеческом обществе. В 2005 году известная психолог польского происхождения… Агнешка Голец де ЗавалаИсследователи из Голдсмитского колледжа в Лондоне изучали экстремистские группы, чтобы понять причины совершения террористических актов. Установлено, что люди с высоким уровнем коллективного нарциссизма чаще считали агрессивные действия внутригрупповых членов морально оправданными, если те служили интересам группы.
В группах с высоким уровнем нарциссизма, будь то класс или религиозная община, наблюдается большая агрессивность по сравнению с группами с низким уровнем коллективного нарциссизма. В центре таких групп, как и в обычном классе, находятся одна или несколько нарциссических личностей, которые выступают главными агрессорами.
Помимо этого, классическая схема ролей в буллинге включает и свидетелей, которых большинство: либо молчаливые, либо высказавшие несильный протест.

У детей, подвергающихся школьной травле, также есть свои характеристики, хотя, повторюсь, в различных классах один и тот же ребёнок может быть как жертвой, так и нет.
Тем не менее психологи выделяютК группам детей, имеющим повышенный риск стать объектом буллинга, относятся двоечники и отличники, любимчики педагогов, новые ученики в классе, слабые физически или чрезмерно опекаемые родителями дети, а также те, кто сталкивается с тиранией и домашним насилием, доносчики, дети учителей, имеющие физические недостатки или серьезные заболевания, не обладающие современными гаджетами и одеждой, или же наоборот, обладающие ими в большом количестве, вундеркинды, «белые вороны», дети из малообеспеченных семей. В некоторых случаях жертвами травли становятся сами учителя.
Иногда жертву выбирают чрезвычайно жизнелюбивую, которая противостоит нарциссическому мышлению. Такая ситуация показана в фильме (первоначально — в повести писателя Владимира Железникова) «Чучело».
Актриса Кристина Орбакайте блестяще воплотила образ Лены Бессольцевой, героини из бедной семьи, чья репутация была испорчена ложными обвинениями. Несмотря на это, Лена проявила силу характера и добилась признания своей правды, но группа осталась эгоцентричной.
Пострадавшие и униженные одноклассницы Яны не отказались от стремления к превосходству, лишь переместили объект ненависти и любви: Диму Сомова заменил Леной Бессольцевой.
Характер нарциссических групп таков: им непременно нужен объект обожествления, с которым каждый участник коллектива себя отождествляет. Также им необходим «козёл отпущения» — для негативных проекций собственных чувств и черт характера, а также для большей сплоченности.
«Жесткий» буллинг может начаться с «незначительных» нарциссических проявлений и, разумеется, не всегда переходит в серьёзную травлю. Однако при неблагоприятных обстоятельствах или если лидер группы становится сильным и агрессивным, это вполне возможно. «Великое начинается с малого».