Любопытство у детей и шимпанзе имеет общие корни, выяснили ученые.

Врожденное любопытство, присущее человеку, также свойственно и приматам. Однако природа побуждений, которые заставляют живые существа стремиться к исследованию неизведанного и поиску информации, изучена недостаточно. Исследователи из США и Великобритании провели исследование, чтобы на практике выяснить, как проявляется интерес у детей и взрослых обезьян, наблюдая за их поведением.

Причины, по которым люди проявляют интерес к наблюдению за другими и их действиями, остаются неизученными. Для изучения этого вопроса, группа психологов и антропологов провела три эксперимента. В каждом из них участвовали две группы: 27 взрослых шимпанзе (возраст от 17 до 40 лет), обитающих в заповеднике острова Нгамба в Уганде, и от 30 до 32 детей в возрасте от четырех до шести лет.

В ходе первого исследования ученые определили, что социальное взаимодействие вызывает больший интерес у участников, чем поведение отдельной особи. Каждой группе демонстрировались видеоролики на двух планшетах, заключенных в деревянную рамку. Один набор роликов показывал социальные взаимодействия между обезьянами или людьми, такие как игры, конфликты, ухаживания и забота. Второй набор содержал записи только одного объекта в кадре (остальная часть была вырезана) — это были «несоциальные» видео. Как оказалось, зрители дольше смотрели социальные сцены, а дети стремились максимально широко открывать дверцу соответствующего отсека.

Исследователи пришли к выводу, что значительная часть испытуемых стремится не просто к информации о социальных связях и моделях поведения, но и к ее объему. Действительно, из разговоров можно получить более полное представление о персонажах и их взаимоотношениях, чем из отдельных высказываний.

На втором этапе исследования ученые выяснили, готовы ли участники эксперимента отказаться от угощения или игрушки ради получения информации о социальном взаимодействии. Шимпанзе должны были выбирать между семенами джекфрута и возможностью просмотра видео, демонстрирующего социальное поведение, а дети — между шариком и просмотром аналогичного материала. Анализ результатов показал, что младшие дети и самцы шимпанзе чаще выбирали просмотр видео вместо вознаграждения, дети старшего возраста жертвовали шариками ради возможности увидеть несоциальные сцены, а самки шимпанзе предпочитали угощение. Полученные данные свидетельствуют о том, что дети младшего возраста и самцы шимпанзе проявляют наибольший интерес к социальным аспектам.

В заключительном, третьем эксперименте, исследователи стремились установить, какие типы взаимодействий вызывают больший интерес у участников — те, что сопровождаются положительными эмоциями, или отрицательными. В отличие от детей, шимпанзе не продемонстрировали предпочтений в данном аспекте. Заслуживает внимания тот факт, что с возрастом мальчики проявляли больший интерес к конфликтным ситуациям, в то время как девочки, вне зависимости от возраста, тяготели к созидательным сценариям.

В ходе исследования авторы выявили, что механизм социального любопытства, свойственный обезьянам и людям на ранних этапах развития, имеет общие корни, и наша склонность интересоваться действиями других людей была унаследована от общего предка, жившего миллионы лет назад. Наблюдение за социальным взаимодействием способствует пониманию и налаживанию взаимоотношений. В дальнейшем, по мнению исследователей, можно будет изучить это явление у молодых животных, а также в различных культурах, и провести тестирование на других видах человекообразных обезьян, например, бонобо и орангутанах.

Изучение факторов, определяющих любопытство, и анализ того, как оно варьируется в зависимости от вида, пола или возраста, могло бы помочь понять его эволюцию. Психологи также отмечают, что любопытство является адаптивной чертой, способствующей обучению и уменьшающей неопределенность.

Научная работа опубликована в журнале Материалы Королевского общества биологических наук .