Электрическая стимуляция коры лобных долей мозга может изменять восприятие привлекательности человека другими людьми, однако не оказывает влияния на собственное представление о своей внешности.
Восприятие человека другими людьми формируется под воздействием различных факторов. Недавнее исследование выявило связь между употреблением быстрых углеводов (они содержатся, например, в сладком и выпечке) на завтрак и привлекательностью человека в глазах противоположного пола.
Ученые из Государственного университета Монклера, расположенного в США, установили, что на восприятие привлекательности людей возможно воздействовать посредством электрической стимуляции головного мозга. Они провели исследование, результаты которого опубликовал журнал Frontiers in Human Neuroscience.
В ходе исследования приняли участие 10 человек, которым проводили стимуляцию мозга с помощью электрического тока. Также были задействованы 430 человек, которые оценивали их внешность по фотографиям после применения различных видов электрического воздействия. Первый тип стимуляции усиливал активность нейронов в коре лобных долей головного мозга, второй – наоборот, снижал. Третий и четвертый типы воздействия использовались в качестве контрольных условий, а пятый являлся «обманным», поскольку не оказывал никакого влияния на состояние мозга.
Предложив 430 респондентам оценить фотографии 10 участников эксперимента, исследователи обнаружили, что более высокая активность мозга снижала привлекательность людей в их глазах, в то время как снижение активности, напротив, увеличивало её. При этом сами участники эксперимента не заметили изменений в собственной привлекательности и не ощутили изменений в уровне уверенности в себе. Ученые утверждают, что это свидетельствует об отсутствии корреляции между тем, как человек оценивает свою внешность, и тем, как его воспринимают другие.
В дальнейшем исследователи намерены установить, приводит ли электростимуляция мозга к ощутимым изменениям в сознании, влияет ли она на субъективное самочувствие человека. Для этого ученые планируют изучить вопросы, адресованные участникам эксперимента, и при необходимости изменить их формулировки:
«Вероятно, мы поставили не те вопросы. Испытали ли участники, чей мозг был подвергнут стимуляции, какие-либо изменения? На данный момент нет никаких данных, подтверждающих это. Однако, возможно, мы не задали все необходимые вопросы».