Исследования выявили связь между музыкой и особенностями памяти

Исследование, проведенное канадскими учеными, выявило связь между музыкальными жанрами и характером возникающих при прослушивании воспоминаний. О результатах работы сообщается в журнале Memory & Cognition.

Известно, что человек лучше запоминает события, которые были связаны с сильными эмоциями. Однако то, как именно различные впечатления влияют на память, изучено недостаточно. Прошлые работы показали, что воспоминания о неприятных ситуациях обычно более яркие и конкретные, чем о приятных. Между тем для точного воспроизведения отрицательного опыта такие воспоминания должны обладать высокой интенсивностью, тогда как положительный опыт меньше ограничен этим параметром.

В новом исследовании ученые из Университета Макгилла провели эксперимент с 48 добровольцами в возрасте 18–25 лет. Они должны были слушать 32 отрывка (длительностью от 8 до 16 секунд) из незнакомых им фортепианных пьес, каждая из которых была отнесена авторами к одной из четырех групп: веселые (мажорные, быстрые), умиротворяющие (мажорные, медленные), пугающие (минорные, быстрые) и печальные (минорные, медленные). Отрывки проигрывались блоками по 30 секунд: только в экспериментальной группе композиции были сгруппированы по характеру.

Во время прослушивания каждого фрагмента участники должны были вспомнить одно событие из своей жизни, соответствующее трем критериям: личное участие, привязка к определенному месту и времени, а также ограниченная продолжительность (не более суток). Затем каждый доброволец нажимал на кнопку компьютера и оценивал воспоминание по интенсивности, уникальности, «социальности», его способности вызывать определенные ощущения и по дате возникновения (от прошлой недели до момента, когда прошло более десяти лет). Кроме того, они сообщали о том, какими приятными и насыщенными эмоциями сопровождалось воспоминание.

Анализ результатов выявил, что фрагменты с быстрой музыкой чаще провоцировали воспоминания о конкретных, хотя и не очень детализированных событиях. Быстрые музыкальные фрагменты, особенно мажорные, в большей степени связывались участниками с позитивными и социальными воспоминаниями. Блок быстрых мажорных отрывков оказался наиболее эффективным для пробуждения детальных воспоминаний, а в целом мажорные композиции вызывали более запоминающиеся ассоциации, чем минорные.