Музыку связали со свойствами воспоминаний

Канадские ученые показали, что тип музыки может быть связан с характером воспоминаний, которые вызывает ее прослушивание. Результаты работы опубликованы в журнале Memory & Cognition.

ray-charles

©Wikipedia

Известно, что человек лучше запоминает события, которые были связаны с сильными эмоциями. Однако то, как именно различные впечатления влияют на память, изучено недостаточно. Прошлые работы показали, что воспоминания о неприятных ситуациях обычно более яркие и конкретные, чем о приятных. Между тем для точного воспроизведения отрицательного опыта такие воспоминания должны обладать высокой интенсивностью, тогда как положительный опыт меньше ограничен этим параметром.

 

В новой работе ученые из Университета Макгилла провели эксперимент с 48 добровольцами в возрасте 18–25 лет. Они должны были слушать 32 отрывка (длительностью от 8 до 16 секунд) из незнакомых им фортепианных пьес, каждая из которых была отнесена авторами к одной из четырех групп: веселые (мажорные, быстрые), умиротворяющие (мажорные, медленные), пугающие (минорные, быстрые) и печальные (минорные, медленные). Отрывки проигрывались блоками по 30 секунд: только в экспериментальной группе композиции были сгруппированы по характеру.

 

При прослушивании каждого отрывка участникам предлагалось вспомнить одно событие из своей жизни, которое отвечало трем требованиям: личное участие, принадлежность к конкретным месту и времени и небольшая продолжительность (менее суток). После этого доброволец нажимал на клавишу компьютера и оценивал воспоминание по интенсивности, уникальности, «социальности», способности стимулировать и по тому, когда произошло событие (от прошлой недели до более чем десяти лет назад). Также они указывали, насколько приятными и интенсивными эмоциями сопровождались воспоминания.

 

Результаты показали, что блоки с быстрыми музыкальными отрывками чаще вызывали воспоминания уникальных ситуаций, в которых, однако, было мало деталей. В то же время быстрые отрывки наряду с мажорными чаще ассоциировались у участников со стимулирующими и «социальными» воспоминаниями. Наиболее детальные воспоминания позволял вызвать блок быстрых мажорных отрывков, а в целом мажорные отрывки вызывали более яркие воспоминания, чем минорные.


Источник