Международная команда ученых изучила, как человеческий мозг обрабатывает музыкальные ритмы. Полученные данные показали, что в этом процессе участвуют как культурные особенности, так и универсальные механизмы, общие для всех людей.

Музыка, подобно языку, строится из комбинаций отдельных элементов. Музыкальные звуки объединяются в фразы и описываются по временным интервалам. В западной музыке эти интервалы не случайны и часто определяются целыми соотношениями частот или длительностей. Большинство исследований восприятия музыки проводилось с участием людей из Западной Европы или Северной Америки. В связи с этим, то, как воспринимают музыку представители других культур, остается менее изученной областью.
Ученые из Института эмпирической эстетики Макса Планка (Германия), университетов Осло (Норвегия), Западного Онтарио, Макмастера (Канада), Брандейса (США), Венского (Австрия), Китайского университета Гонконга (Китай), Королевского технологического института (Швеция) и других научных организаций решили изучить этот вопрос более тщательно. В исследовании приняли участие 39 групп участников из 15 стран (из Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии), а выводы… представили в журнале Nature Human Behavior.
Это исследование является развитием более скромного по размеру исследования. проведенногоВ 2017 году группа учёных сравнивала восприятие ритма у слушателей из США и традиционных сообществ лесов Амазонки в Боливии. Для измерения восприятия музыкального ритма участники выполняли задание: им проигрывали случайно сгенерированную серию из четырех тактов, а затем просили воспроизвести услышанное.
Повторяя такую процедуру несколько раз, у участников усилились внутренние интерпретации музыки. Выяснилось, что большинство создаваемых слушателями из США ритмов имели временные интервалы, связанные с простыми целыми числами: 1:1:2 и 2:3:3, наиболее распространенными в музыкальных произведениях западных культур. Участники из Боливии тоже воспроизводили простые целые соотношения, отличавшиеся от ритмов западной музыки и, вероятно, соответствовавшие тем мелодиям, к которым привыкли.
Ученые вновь подтвердили, что в каждой протестированной группе люди склонны воспринимать простые целые численные соотношения музыкального ритма. Однако наблюдаемые соотношения не были одинаковыми во всех группах. Участники из Северной Америки и Западной Европы демонстрировали предпочтение определенным ритмам, а добровольцы из Турции, Мали, Болгарии и Ботсваны — другим (2:2:3). В то же время для всех культур был универсальным ритм, разделенный равными или почти равными временными интервалами (1:1:1 или 1:1:2).