Музыкальные предпочтения варьируются по странам.

В исследовании ученые сравнили картины и сюжеты, возникающие в воображении жителей Китая и США при прослушивании одних и тех же музыкальных отрывков без слов. Ассоциации сильно отличались между китайскими и американскими слушателями, но были похожи у людей одной страны и культуры.

© Flickr / Автор: Euclio Drusus

В исследовании ученые из Принстонского и Мичиганского университетов (США) изучали вопрос об однообразии ассоциаций, возникающих у разных людей при прослушивании одной и той же музыки. опубликованныеВ журнале «Прошceedings of the National Academy of Sciences» сообщили, что музыка создаёт сходные образы в воображении людей из близких культур. В то же время восприятие музыки людьми из разных стран существенно отличается.

В исследовании приняли участие 622 человека из трех регионов: двух студенческих городков США (один в штате Арканзас, второй — в Мичигане) и китайской деревни Димен, где основной язык —дунский, а к западным СМИ доступ ограничен.

Три группы участников прослушали по 32 идентичных инструментальных отрезка без слов длиной 60 секунд каждый. Одна половина представлений состояла из китайской музыки, другая — западной. После прослушивания каждой части участники описывали истории и образы, возникшие в их воображении.

Слушатели из Арканзаса и Мичигана часто использовали одинаковые слова для описания похожих образов. Ассоциации жителей Димена были схожи между собой, но отличались от ассоциаций американцев. Один музыкальный отрывок напомнил слушателям из США восход солнца в лесу, пробуждение животных и птичий полет, а жителям Димена – человека на горе, который пел девушке песню о любви. Другая мелодия вызвала у американцев образ одинокого ковбоя, сидящего в пустыне и глядящего на пустой город, тогда как китайцы представляли старика, скорбящего по умершей возлюбленной.

Учёные обеспечили, чтобы отрывки музыки не присутствовали в саундтреках к фильмам, рекламе или другом визуально сопровождаемом материале. Тем не менее, одна и та же мелодия неизменно вызывала схожие ассоциации у сотен слушателей, воспитанных в единой культурной среде. Если происхождение и культурные особенности участников не совпадали, восприятие музыки становилось различным.