Музыка и сон повысили результаты студентов на экзамене.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что прослушивание музыки знаменитых композиторов во время занятий по микроэкономике и в ночное время способствовало лучшему усвоению материала студентами.

Специалисты установили, что слушание классической музыки повышает шансы на успешную сдачу экзаменов.

Недостаток сна — распространенная проблема студентов, особенно во время сессии, когда приходится проводить ночи за чтением конспектов и подготовкой к экзаменам. По данным ученых, 60 процентов американских студентов вузов обычно спят меньше семи часов, рекомендованных для полноценного отдыха. Экстренные попытки заучить весь материал не приносят пользы и значимых результатов.

Сотрудники лаборатории нейробиологии при университете Бэйлора в штате Техас оказали помощь студентам. опубликовано в журнале Neurobiology of Learning and Memory.

В эксперименте приняли участие 50 студентов колледжа в возрасте от 18 до 33 лет. Им предстояло прослушать интерактивную лекцию по микроэкономике с фоновой музыкой из произведений Людвига ван Бетховена, Антонио Вивальди и Фридерика Шопена.

Ночью, в лаборатории, когда студенты спали глубоким сном, им вновь включали перечисленные композиции на 15 минут, чтобы не разбудить. Контрольная группа при этом слушала белый шум. Активность мозга всех участников эксперимента отслеживали с помощью электроэнцефалограммы.

На следующий день студенты сдавали тест по изученному накануне материалу. В итоге испытуемые, усвоившие материал во сне под музыку классики, набрали на 18 процентов больше баллов, чем контрольная группа.

Все преподаватели стремятся научить студентов усваивать концепции, а не просто запоминать детали. Это, как известно, трудно,- говорит Майкл Скаллин, директор лаборатории и доцент кафедры психологии и нейробиологии Университета Бэйлора. Какой учащийся не хотел бы улучшить — и даже в два раза — свою оценку? Эффекты (эксперимента. — Прим. ред.)Повышенная активность в лобных долях головного мозга во время фазы медленного сна было особенно заметно у участников с большой активностью.

Авторы исследования подчеркнули важность выбора музыки для подобных экспериментов. Джаз исключили из-за его спорадичности, которая могла бы привести к пробуждению испытуемых. Поп-музыку не выбрали, так как тексты в песнях мешают первоначальному обучению — одновременно читать и петь невозможно. Звуки природы также были отброшены, поскольку их легко игнорировать. В итоге выбор пал на классическую музыку, которую многие студенты уже используют во время учёбы.

Несмотря на то что спустя девять месяцев у студентов не наблюдалось улучшений в результатах теста (итовый балл был ниже, чем в первый раз), исследователи не теряют надежды. Они подчеркивают, что целенаправленная реактивация памяти может быть полезна во время фазы глубокого сна, когда, как считается, воспоминания активизируются и закрепляются.

Полагаем, применение нашей техники даст долгосрочные результаты, но возможно потребуется повторение музыкальных сеансов несколько ночей.
В конце концов, нельзя ожидать, что пройдя материал один раз, человек запомнит его на несколько месяцев до финального экзамена. Для лучшего эффекта обучение стоит повторять через определенные промежутки времени, и конечно же при соблюдении режима полноценного сна, — добавил Скаллин.

Авторы эксперимента констатируют: студенты могут совмещать прослушивание классической музыки с учёбой для подготовки к предстоящим экзаменам и повышения вероятности успешного завершения семестра.