Исследование показало, что мужчины чаще считают себя склонными к обману, чем женщины.

Около половины всех случаев лжи приходится на относительно небольшую группу людей, при этом мужчины в два раза чаще, чем женщины, оценивают себя как умелых лжецов

Согласно исследованию, выполненному учеными из Портсмутского университета, восприятие собственной склонности к обману коррелирует с полом. Мужчины в два раза чаще, чем женщины, оценивают себя как умелых лжецов и более точно определяют свою способность скрывать правду. Статья об этом опубликована в издании Plos One.

Ученые получили немало других любопытных сведений, помимо различий между мужчинами и женщинами в отношении лжи и правды. Например, предыдущие исследования указывали на то, что люди в среднем лгут один-два раза в день. Однако новый анализ опроверг это утверждение: выяснилось, что большинство людей не прибегают ко лжи каждый день, а искаженное представление возникает из-за относительно небольшого числа людей, склонных к систематической лжи.

«Согласно нашему исследованию, почти половина (40 процентов) всех случаев лжи совершается небольшим количеством людей. Они могут лгать самым близким людям, не опасаясь наказания, — утверждает ведущий автор исследования Брианна Веригин. Активные лжецы часто используют красноречие, умело смешивая ложь с правдой, что затрудняет распознавание обмана. При этом они, в отличие от большинства, умеют скрывать ложь в простых и понятных историях, вызывающих мало сомнений».

Веригин и ее соавторы провели опрос, в котором приняли участие 194 человека разного пола. Средний возраст участников составил 39,5 года. Участникам задавались вопросы, касающиеся их способности к обману, частоты лжи за последние сутки, адресатам лжи и способам ее осуществления – напрямую или косвенно, например, в переписке. Результаты исследования выявили, что важной тактикой лжецов является представление правдоподобной ложной информации, близкой к истине, с дозированным предоставлением данных. Те, кто оценивали себя как неэффективных лжецов, чаще использовали неточные формулировки, в то время как опытные вруны старались скрыть важные сведения и подкрепляли свои слова конкретными, достоверными деталями.

Чаще всего люди прибегают к «белой лжи» (неполному раскрытию информации), преувеличениям и сокрытию лжи, замаскированному под большой объем правдивых сведений. Примечательно, что наиболее распространенным способом обмана является личное общение. На втором месте по популярности — текстовые сообщения, за ними следуют телефонные звонки, электронные письма и сообщения в социальных сетях. Наиболее опытные лжецы чаще всего обманывают друзей, коллег равного статуса и членов семьи. В то время как ложь вышестоящим руководителям или людям, пользующимся авторитетом, встречается гораздо реже.

Брианна Веригин и ее коллеги намерены продолжить изучение темы лжи в коммуникации. Их внимание сосредоточено на том, как обманщики смешивают ложь с правдой и используют недостоверные факты.

В предыдущих работах исследователи установили, что склонность к обману ослабляет распознавать чужие эмоции, а у отдельных факторов суицида тоже есть половая специфичность.