Исследование, проведенное социологами из ТюмГУ, показало, что только 25% респондентов считают имеющихся в результате обучения знаний достаточно для успешной карьеры.
В ходе исследования, специалисты опросили около тысячи человек в возрасте от 18 до 30 лет в 20 организациях, представляющих ключевые отрасли экономики, расположенных в городах и сельских населенных пунктах Тюменской области. Результаты исследования опубликованы в журнале «Образование и наука».
Основой для успешной конкуренции молодого специалиста является прочная теоретико-практическая подготовка, полученная в процессе обучения в профессиональном учебном заведении.
«По мнению Галины Ефимовой, доцента кафедры общей и экономической социологии ТюмГУ, лишь четверть респондентов считают, что полученных в процессе обучения знаний достаточно для достижения успеха в профессиональной деятельности. Более половины опрошенных (53%) признались, что им часто не хватает необходимого объема знаний.
Замечено, что молодые специалисты, оценивающие свои навыки как востребованные, в большей степени сталкиваются с ощущением разрыва между знаниями и умениями, приобретенными в процессе обучения, и требованиями современной жизни и работы (22% против 17% среди тех, кто не считает себя конкурентоспособным). При этом, уверенность в собственной достаточности чаще наблюдается у тех, кто не считает себя способным конкурировать: 38%, что на 1,3 раза превышает показатель среди тех, кто утверждает об обратное».
Анализ полученных данных показывает, что молодые люди, которые стремятся к конкурентным преимуществам в жизни и карьере, реалистично оценивают свои навыки и готовы к их развитию, поскольку это открывает возможности для соответствия ожиданиям работодателей.
Обычно у них уже был опыт, позволяющий убедиться в эффективности знаний и умений, приобретенных во время учебы, и сделать объективный вывод о качестве полученного образования.
Более чем у половины респондентов (58%), работающих на предприятиях и в организациях, где они сейчас трудятся, текущего уровня образования оказалось достаточно для успешной конкуренции. Однако, 36% опрошенных считают, что их знания, полученные в вузе, недостаточны%).
Согласно результатам исследования, большая часть участников (78%, что составляет три четверти) трудоустроена по полученной в учреждении профессионального образования специальности. У 38% респондентов их текущие обязанности полностью соответствуют полученной квалификации, у 40% — лишь частично. Среди тех, кто работает по специальности, преобладают конкурентоспособные участники исследования (40% по сравнению с 24%, не проявляющими склонности к конкуренции).
Полученный итог закономерно обусловлен тем, что обучение создает фундамент для дальнейшего развития знаний, навыков и компетенций, что позволяет начинающему сотруднику на новом рабочем месте разрабатывать конкурентоспособную стратегию и в полной мере демонстрировать свой потенциал.
Безусловно, он проявит большую стабильность и уверенность по сравнению с коллегой, который существенно изменил свою профессиональную траекторию и выбрал сферу деятельности, не соответствующую его образованию. Вместо реализации своего потенциала, ему придется приобретать знания, умения и навыки в новой области.
Иногда этот процесс происходит спонтанно, без участия преподавателей и без уверенности в положительном исходе. В связи с этим, для такого специалиста существует значительный риск столкнуться с неудовлетворительными результатами, что может привести к дальнейшему (и не всегда результативному) поиску новой работы или профессиональной области).