Зачастую люди обращаются к информации просто из интереса, без конкретных намерений. Научные исследования показывают, что с возрастом такая тяга может уменьшаться. Однако недостаточно изучено, как меняются предпочтения в способах получения знаний в процессе старения. Чтобы разобраться в этом вопросе, группа психологов из Великобритании и Германии провела исследование.
Почти 500 человек, являющихся посетителями Музея науки в Лондоне, выразили заинтересованность в участии в исследовании. Возраст участников колебался от 12 до 79 лет, при этом женщин среди них оказалось немного больше, чем мужчин.
Добровольцам, заполнившим анкеты, была предложена выборка из пяти тем, которые показались им наиболее привлекательными: мифические звери, экспедиции прошлых лет, доисторические животные, нешироко известные ученые и малоизвестные страны. В ходе исследования условия не изменялись.
В каждой теме было восемь разделов, которые не были широко известны. К примеру, « Глиптодон» для животных, населявших Землю в древние времена, «Дарьенский проект» — для исторических экспедиций. Участников попросили оценить свой уровень осведомленности об этих темах, используя семибалльную шкалу Ликерта. Ноль означал ответ «я ничего не знаю», а шесть — «я знаю всё, что возможно узнать».
В каждом разделе содержалось десять интересных фактов, связанных с темой. К примеру: «Глиптодоны населяли как Северную, так и Южную Америку». Данные были собраны из различных интернет-источников и представлены в доступной форме, чтобы быть понятными даже тем, кто не обладает специальными знаниями.
Участники исследования имели возможность самостоятельно посещать соответствующий раздел и внимательно изучать представленные сведения, либо быстро переходить к следующему заданию, используя кнопку «завершить». Ограничений по времени не устанавливалось: люди могли осматривать информацию в разделе столько, сколько посчитают нужным, и в любой момент переходить к следующему этапу. Участие в эксперименте также можно было прекратить в любой момент.
В процессе изучения разделов участники оценивали степень их привлекательности и то, насколько интересные сведения содержатся в них. Кроме того, экспериментаторы отмечали, сколько времени участники тратили на каждый раздел и с какой скоростью переходили от одного к другому.
На основе анализа полученных данных было установлено, что у добровольцев как молодого, так и старшего возраста возраста существенные различия в том, как они предпочитали пополнять знания. Более взрослые участники чаще оставались в рамках одной темы и глубже знакомились с ней. Молодежь, напротив, стремилась охватить больше разделов и активнее переключалась с одного на другой.
Несмотря на то, что возрастная закономерность не была выражена ярко, она прослеживалась: с увеличением возраста люди все больше склонялись к тому, чтобы оставаться в текущем разделе, а не переходить к следующему. Авторы исследования, вышедшего в журнале Psychology & Aging, по мнению исследователей, эта тенденция может быть обусловлена более широкой базой знаний, характерной для людей старшего возраста. Также, интересность представленной информации оказывал влияние на выбор: остаться в текущем разделе или перейти к следующему.
Экспериментальные данные указывают на то, что с течением времени предпочтения в способах получения информации и расширения знаний могут трансформироваться. Эксперты рекомендуют принимать этот факт во внимание при создании образовательных программ и курсов, при планировании выставок в музеях, а также при информировании населения о вопросах здоровья.