Младенцы проявляют эмпатию раньше ожидаемого.

Младенцы в возрасте девяти месяцев способны обнимать маму при её боли, не говоря ещё. Исследователи провели эксперимент и обнаружили, что младенцы проявляют эмоциональный отклик на чужую боль раньше, чем считалось ранее.

Из фильма «Младенец на прогулке, или Ползком от гангстеров» (1994).

Долго считалосьПервые проявления сочувствия — способности понимать и разделять чувства других — появляются у детей не раньше года. К двенадцати месяцам ребенок может заплакать, если кто-то рядом расстроен, а к полутора годам — попытаться утешить. Такие выводы были сделаны на основе исследований, проводимых преимущественно в западных странах, где дети воспитываются в малодетных семьях и окружены игрушками и вниманием родителей.

Как формируется сочувствие у детей в культурах, где воспитанием занимаются все члены сообщества, а выражение эмоций не приветствуется? Международная группа психологов во главе с Карло Вреденом стремится найти ответ на этот вопрос. Carlo VredenИз Института образовательных исследований и информации Ассоциации Лейбница в Германии.

Вреден и коллеги изучали время возникновения у детей способности к сочувствию.

Ученые из Йорка и сельских районов Уганды изучили реакцию детей на демонстрацию боли. 49 пар мать — ребенок из Йорка и 44 пары из Уганды участвовали в исследовании. Когда детям исполнилось девять, а затем 18 месяцев, им показали сценку: взрослый (мать или незнакомый исследователь) «травмировал» палец молотком или наступал на мебель, после чего демонстрировал боль — морщился, потирал ушиб, произносил «ой!». В контрольной группе тот же взрослый сохранял нейтральное выражение лица.

Ученые наблюдали за реакцией ребенка: менялось ли выражение его лица, подходил ли он к взрослому, пытался ли как-то утешить. В число таких действий входили объятия, поглаживания и другие формы физического контакта, направленные на утешение.

Эксперимент показал, что даже девятимесячные младенцы могут проявлять сочувствие. 32% угандийских и 29% британских малышей пытались успокоить «пострадавшего» ребенка, обнимая его или гладя. Раньше подобные проявления фиксировали только у годовалых детей из Западной Европы и США. В контрольных ситуациях попытки утешить были почти незаметны — менее 3% случаев.

В эксперименте беспокойство проявили 67 процентов участников. Длительность проявления беспокойства не зависела от культуры: угандийские и британские дети в среднем 12 секунд из 40-секундного эксперимента смотрели на «пострадавшего» с явным сопереживанием.

К восемнадцати месяцам число малышей, демонстрирующих сочувствие, удвоилось: до 41 процента в Уганде и 39 процентов в Великобритании. Большинство выбирали физический контакт — 78 процентов обнимали или гладили взрослого.

Культурные различия почти не повлияли на способность к сочувствию, что подтверждает эволюционный механизм, общий для всех людей. Однако ученые отметили нюансы: британские дети чаще реагировали до того, как взрослый выражал «боль» вслух (ориентировались на мимику), а угандийские — после вербальных сигналов. Подобное поведение может быть связано с воспитанием: в Уганде больше ценят уважение и послушание, а в Великобритании — эмоциональную открытость и самостоятельность.

Вреден и сотруники предположили, что если младенец в девять месяцев долго хмурится или беспокоится, видя чужую боль, то к 18 месяцам будет чаще утешать. Долгая реакция беспокойства, наблюдаемая в девять месяцев, должна превратиться в активную помощь. Но исследователи этой связи не нашли. Невозможно предсказать, будет ли ребенок утешать в полтора года, глядя только на его мимику в девять месяцев. По мнению психологов, эти два навыка — мимика (эмоциональный отклик) и утешение (действие) — могут развиваться отдельно.

Результаты исследования свидетельствуют, что основы эмпатии Развитие сочувствия начинается с раннего возраста, но формируется постепенно. Для того чтобы ребенок мог сочувствовать, ему нужно научиться распознавать эмоции других и понимать, что чужая боль – не просто шум или изменение выражения лица. Важно учить ребенка не только сопереживать, но и действовать: показывать, как можно помочь, поощрять добрые поступки.

В следующем этапе исследования учёные изучат влияние социальной среды и традиций на проявления сочувствия в раннем детстве. Для этого планируется расширить исследование, включив данные из Азии и Южной Америки.

Научная работа опубликована в журнале PLOS One.