Внутренний мир человека может оказаться более сложным, чем кажется на первый взгляд.
Понимание процессов, происходящих в сознании детей, имеет огромное значение для их обучения и развития. Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour, раскрывает особенности реакций детей дошкольного возраста на ощущение неопределенности.
В ходе исследования, охватившего 160 детей в возрасте от 25 до 32 месяцев, было установлено, что дети по-разному реагируют на неопределенность. При этом эти стратегии соответствуют тем, что используют дети более старшего возраста и взрослые, даже если малыши не могут четко выразить свои мысли.
Ученые давно установили, что дети преддошкольного возраста способны принимать взвешенные решения, такие как обращение за помощью к взрослым, когда они сталкиваются с трудностями. Однако остается мало информации о том, каким образом малыши принимают эти решения и в какой степени они осознают свою некомпетентность. «Дети проявляют поведение, которое указывает на способность реагировать на неясные ситуации, — отмечает эксперт в области детской психологии Симона Гетти. — Но является ли это поведение результатом анализа информации?»
Для изучения этого вопроса Гетти и ее соавторы провели ряд экспериментов. В ходе них детям демонстрировались пары изображений животных или простых предметов. При этом каждое изображение частично закрывалось серым квадратом, оставляя видимыми лишь фрагменты по краям. После этого детей просили определить, где находится конкретное животное или предмет.
Изучая, куда смотрят дети и как долго они принимают решения, ученые смогли лучше понять, как они решают задачи. Подобно взрослым, детям дошкольного возраста требуется больше времени для решения более сложных задач.
При решении заданий, которые оказались невыполнимыми для всех участников, дети чаще переключали внимание между вариантами ответов, вероятно, тратя больше времени на обдумывание задачи. Когда два объекта демонстрировали сходство, детям требовалось больше времени для формирования аргументации в пользу выбранного ответа, но при этом они опирались на меньшее количество доводов для принятия решения.
По мнению исследователей, зафиксированные проявления указывают на то, что даже в возрасте от 25 до 32 месяцев малыши начинают осознавать собственные пробелы в знаниях и понимании. При этом их действия аналогичны поведению детей старшего возраста.
Ученые полагают, что способность принимать сложные решения — не единственный навык, который может развиваться у детей раньше, чем ожидалось. Исследователи заключают, что наша «маленькая я» может быть более изобретательной, чем кажется.
Ранее мы уже отмечали, что дети, начавшие использовать гаджеты в раннем возрасте, показали низкий уровень самоконтроля, а домашняя обстановка в детстве повлияла на риск развития депрессии в более позднем возрасте