Считается, что трудолюбие и усердие могут компенсировать недостаток природного таланта. Однако в нас еще в детстве закладывается убеждение, будто талантливые люди априори стоят «выше» трудолюбивых, но бесталанных.
В некоторых культурах, например китайской, трудолюбие ставится выше природного таланта: «Самая важная вещь в жизни — старательность», «Лучшие люди — те, кто трудится в поте лица», «Упорный труд рождает мастера» — все эти пословицы подчеркивают важность трудолюбия, которое «приносит богатство». Однако «народная мудрость» и человеческое мнение зачастую расходятся. Как выяснили исследователи из Гонконгского университета науки и технологий (КНР), разница в отношении к «талантливым» и «трудолюбивым» закладывается еще в детстве.
Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Child Development, дети в возрасте от 4,5 до семи лет (было опрошено 317 малышей, половина из них — девочки) проявляют большее дружелюбие и стремятся общаться именно с талантливыми детьми, а не с теми, кто обделен природным даром, но пытается восполнить его усердной работой.
С возрастом эти взгляды смягчаются, однако не до конца: опрос 371 взрослого в возрасте от 18 до 45 лет показал, что выросшие дети уже не проводят столь четкой границы между «талантливыми» и «трудолюбивыми», хотя все еще отдают предпочтение первым, когда речь заходит о компетентности в каких-то вопросах.
По-видимому, такая предвзятость распространяется не только на самого человека, но и на его занятия: в одном из предыдущих исследований участникам предлагали прослушать одно и то же музыкальное произведение, после чего просили оценить его, называя исполнителя либо талантливым от природы, либо многого достигшим благодаря упорному труду. Как показали результаты, люди выше оценивали музыку «талантливого», чем «трудолюбивого».
Результаты исследования подчеркивают важность воспитательской работы с детьми: родители и педагоги должны научить детей правильно оценивать свои возможности и понимать, что как природный дар, так и упорный труд могут помочь в достижении поставленной цели. Проигрыш в «генетическую лотерею», иными словами — отсутствие врожденного таланта, еще не должен ставить крест на стремлении ребенка к определенному роду деятельности. Поэтому задача взрослых — воспитать в себе и помочь воспитать в детях уважение как к таланту, так и к трудолюбию.