Многие полагают, что усердная работа способна нивелировать отсутствие врожденных способностей. Тем не менее, с раннего детства в нас формируется представление о том, что талантливые люди по умолчанию превосходят тех, кто трудолюбив, но не обладает талантом.
В некоторых культурах, например в китайской, большее значение придается трудолюбию, чем природным способностям: «Упорство — ключевое качество, определяющее успех в жизни» , «Настоящий успех достигается благодаря упорному труду », «Упорный труд рождает мастера» — все эти пословицы подчеркивают значимость трудолюбия, которое «приносит богатство». Однако «народная мудрость» и общественное мнение нередко не совпадают. Согласно исследованиям, проведенным учеными из Гонконгского университета науки и технологий (В Китае (КНР) разное отношение к «талантливым» и «трудолюбивым» формируется с раннего детства.
Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Child Development, согласно результатам исследования, охватившего 317 детей в возрасте от четырех с половиной до семи лет (из которых 50% — девочки), дети проявляют большую расположенность и стремятся к общению с одаренными сверстниками, а не с теми, кто, несмотря на отсутствие врожденных способностей, пытается компенсировать это упорством.
Со временем эти убеждения становятся менее строгими, но не исчезают полностью: исследование, проведенное среди 371 взрослым в возрасте от 18 до 45 лет, выявило, что дети, выросшие, уже не проводят такую явную разницу между «талантливыми» и «трудолюбивыми» людьми. Тем не менее, они по-прежнему склонны считать талантливых более компетентными в определенных областях.
Судя по всему, это предубеждение затрагивает не только личность, но и ее деятельность: в одном из предыдущих исследований участникам предлагали прослушать одно и то же музыкальное произведение, после чего просили оценить его, называя исполнителя либо талантливым от природы, либо многого достигшим благодаря упорному труду. Как показали результаты, люди выше оценивали музыку «талантливого», чем «трудолюбивого».
Исследование указывает на значимость воспитания детей: родителям и педагогам необходимо обучать их реалистично оценивать свои способности и осознавать, что как врожденные качества, так и усердие способны внести вклад в достижение цели. Отсутствие врожденных способностей, или, иначе говоря, неудачное стечение генетических обстоятельств, не должно ограничивать стремление ребенка к выбранному направлению деятельности. Поэтому задача взрослых – формировать уважение как к таланту, так и к трудолюбию, как в себе, так и в детях.