Практически каждый из нас сталкивался с явлением, известным как «испанский стыд» или «эмпатическое смущение». Это, говоря простым языком, ощущение дискомфорта, вызванное поступками окружающих. Исследователи решили выяснить, возможно ли испытывать подобное чувство по отношению к роботам.
Неудачное выступление комиков, вокальные данные артистов, вызывающие недоумение, или нелепые танцы коллег, употребивших алкоголь на корпоративном мероприятии — все это может спровоцировать ощущение, известное как испанский стыд.
Среди наиболее распространенных факторов можно выделить развитую эмпатию. Часто люди, не осознавая этого, переносят неловкую ситуацию на свой личный опыт и переживают те же чувства, которые они бы испытали, оказавшись в подобной ситуации.
Сопереживание активирует области мозга, отвечающие за восприятие боли. Таким образом, чувство стыда за других может вызывать физический дискомфорт. Также эмпатическое смущение может быть вызвано повышенным чувством ответственности и даже опасением быть отвергнутым.
Однако эти соображения применимы к взаимоотношениям между людьми. В последнее время, с увеличением использования роботов и виртуальных платформ в различных областях, вероятность взаимодействия с роботами и искусственным интеллектом существенно возросла. Поэтому, по мнению исследователей, важно уметь выстраивать конструктивные отношения и с ними. Но способны ли мы испытывать к ним сочувствие?
Предыдущие работы исследователей подтвердили физиологически, что люди способны чувствовать сочувствие к боли, испытываемой роботами. Так, в 2014 году было установлено, что при наблюдении за агрессивным взаимодействием человека и робота в лимбической системе испытуемых происходила активация, аналогичная той, что возникает при переживании сочувствия.
В предыдущих исследованиях было зафиксировано, что люди проявляют больше сочувствия к роботам, имитирующим человеческий облик, и меньше — к роботам, напоминающим обычные механизмы. Теперь японские ученые из Технологического университета Тойохаси обратили внимание не на сочувствие, а на другое чувство – «эмпатическое смущение». Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.
Исследователи фокусировались на двух ключевых аспектах эмпатии: эмпатическом смущении и когнитивной эмпатии. Эмпатическое смущение подразумевает способность сопереживать чувству стыда, которое испытывает другой человек, а когнитивная эмпатия – это понимание и оценка его эмоционального состояния. Для получения данных участникам было предложено выставить субъективные оценки по семибалльной шкале Лайкерта, оценивая как собственное чувство эмпатического смущения, так и свою оценку смущения, которое испытывал актер в каждом представленном сценарии.
В ходе исследования также оценивалась проводимость кожи, что дало возможность получить объективные данные о физиологических реакциях участников. Изменение проводимости кожи является общепринятым показателем, который позволяет оценить степень эмоционального возбуждения и понять интенсивность эмоциональных переживаний.
С помощью виртуальной реальности (VR) исследователи воссоздали обстановку, в которой участники могли взаимодействовать, принимая на себя роль робота или человека, испытывающего дискомфорт в окружении людей. Для сравнения были созданы стандартные сцены, имитирующие те же ситуации. Полученные данные сопоставили с субъективными оценками и показателями реактивности кожи, зафиксированными в условиях, вызывающих смущение».
Сразу после каждого взаимодействия с актером, в течение 15-17 секунд, происходило событие, вызывавшее смущение или не вызывавшее его. Продолжительность каждого сеанса составляла от 30 до 40 секунд, и на протяжении всего этого времени проводилось измерение электропроводности кожи. По завершении испытания участникам было предложено ответить на вопросы анкеты, касающиеся их эмоционального состояния во время процедуры.
Люди, участвовавшие в исследовании, отметили, что чувствовали как сочувственное смущение, так и когнитивную эмпатию, реагируя на неловкие ситуации, в которые попадали люди и роботы. При этом при сравнении эмпатических реакций было обнаружено существенное различие: когнитивная эмпатия проявлялась в большей степени по отношению к актерам-людям, чем к актерам-роботам.
Было проведено несколько экспериментов. В частности, испытуемым показали 16 сценариев, в которых присутствовали два типа персонажей (человек и робот), две неловкие ситуации и четыре обычные. Каждый сценарий демонстрировался по одному в случайном порядке, позволяя участникам погрузиться в виртуальную среду, соответствующую каждой ситуации. В начале каждого эксперимента от участников требовалось осмотреться, найти актера и уделить ему внимание на протяжении всего испытания.
В ходе исследования было установлено, что эмоциональная реакция участников была более выраженной при просмотре видео с человеческим аватаром, воссоздающим неловкие ситуации, в отличие от аватара, выполненного в виде робота.
Исследователи полагают, что полученные данные позволяют понять сложные процессы, определяющие проявление сочувствия людей к роботам.
«Авторы исследования отметили, что оно не только углубляет знания об эмпатии, но и актуально для робототехники, психологии и разработки интерфейсов взаимодействия человека с компьютером. По мере того, как робототехнические технологии все шире применяются, эти результаты позволяют углубить изучение эмоциональной составляющей нашего общения с машинами.